Религиозные деятели России размышляют о том, нужен ли список экстремистской литературы
 
 
 
Религиозные деятели России размышляют о том, нужен ли список экстремистской литературы
Архив NEWSru.com

Глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев считает, что России необходим федеральный список экстремистской литературы.

Отвечая на вопрос портала "Интерфакс-Религия" о необходимости создания такого списка, И.Бердиев сказал: "Конечно. Особенно у нас, я имею в виду - на постсоветском пространстве". Муфтий пояснил, что у людей, которые жили в советской системе, сегодня "духовный вакуум".

Говоря о книгах, разжигающих межнациональную вражду, И. Бердиев предложил даже не запрещать их, а "собирать и сжигать". Муфтий посетовал, что на сегодня любой человек может написать "все, что ему угодно". "Он ни у кого не спрашивает, правильно так будет или нет, вот в чем беда", - сказал глава Координационного совета северокавказских мусульман.

В ряде мечетей Москвы можно свободно купить экстремистскую литературу

Муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин утверждает, что в некоторых мечетях Москвы продается экстремистская литература.

"Если проехаться по столичным мечетям, то в двух из них можно свободно купить экстремистскую литературу, напечатанную различными боевиками, группировками Кавказа. Мы недавно были в Москве и видели", - заявил он накануне порталу "Интерфакс-Религия".

Считая, что "этому должен быть поставлен заслон", М.Хузин положительно отнесся к существованию в России списка экстремистской литературы.

"Такой список обязательно нужен, потому что за прошедшие 15-20 лет в России было издано колоссальное количество псевдорелигиозной, экстремистской, разжигающей религиозную рознь литературы. К сожалению, большая часть такой литературы - исламистского толка. Это не делает чести самим мусульманам и не служит укреплению межрелигиозного сотрудничества", - заявил М. Хузин.

Комментируя неоднократные высказывания главы Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина, в которых тот ставил под сомнение законность внесения в список запрещенной литературы ряда книг, собеседник агентства отметил, что такая реакция понятна, "ибо заметная часть материалов, оказавшихся в этом списке, вышла под грифом Совета муфтиев".

В то же время муфтий сообщил, что книг, издаваемых Центральным духовным управлением мусульман, в этом списке нет "и не должно быть, потому что это строго отслеживается".

М. Хузин, который входит в экспертную группу министерства юстиции РФ по совершенствованию законодательства, также указал на то, что при формировании списка экстремистской литературы необходим "федеральный экспертный орган, причем правильнее всего было бы его создать при Минюсте".

"В него должны войти авторитетные религиозные деятели уровня общепризнанных богословов, религиоведы, эксперты в других областях, в том числе по лингвистике, психологии, криминалистике. Это послужит только укреплению законности", - считает муфтий. Он заявил, что в настоящее время "единый федеральный орган, который бы проводил экспертизу литературы наиболее полноценно и квалифицированно, отсутствует".

"Долгие годы добивались создания такого органа при правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений. Бывали курьезные и печальные случаи, когда, например, Русское библейское общество не могло растаможить без экспертной оценки огромную партию Новых Заветов", - рассказал собеседник агентства.

ФЕОР: Список экстремистской литературы нужен, но он не должен ущемлять различные религиозные группы

В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) считают важным существование федерального списка экстремистских материалов, но предостерегают от ошибок при экспертизе той или иной литературы.

"Такой список существовать непременно должен, но в нем должны быть только те материалы, которые являются экстремистскими. Нужно избежать соблазна сделать из такого списка дубинку, которой можно бить по различным религиозным группам", - заявил порталу "Интерфакс-Религия руководитель Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. По его словам, существование списка запрещенной литературы - "вопрос непраздный и непростой".

"Непраздный - потому, что для современного российского общества проблема пропаганды ксенофобии, национализма, экстремизма - это данность, и как-то бороться с этим надо. Непростой же этот вопрос потому, что соблазн все запретить слишком велик, и не очень понятно, кто именно в состоянии проводить экспертизу, достаточно ли специалистов, которые могут отличить, например, литературные памятники от призывов к насилию", - отметил Б. Горин.

Он полагает, что библейская норма "око за око", которую некоторые читатели могут расценить в буквальном смысле, в иудаизме, например, "в культурологическом и историческом плане воспринимается как необходимость возмещения ущерба". Если этого не знать, то эта фраза, подчеркнул представитель ФЕОР, "вводит человека в полное заблуждение по поводу практики".

"Если культурологическая, политологическая, теологическая экспертиза не будет проведена должным образом, то запретить надо будет без преувеличения весь корпус религиозной литературы вплоть до XIX века", - заявил Б. Горин. Так, например, по его словам, "и многие библейские нормы не соответствуют современным принципам политкорректности, и в Коране достаточно того, что сегодня будет сочтено экстремизмом, и в Новом Завете есть много проповедей, которые сегодня бы воспринимались как проповеди религиозной исключительности".

В этой связи собеседник агентства призвал избегать попыток судить мировую литературу, религиозную или нерелигиозную, "исходя исключительно из современных представлений", отметив, что это "абсурдно и глупо". "С другой стороны, то, как современные комментаторы, проповедники эту литературу используют, это вполне может быть необходимо не только исследовать, но и в случае чего пресечь. Однако нужно быть чрезвычайно осторожным при разработке такого механизма, памятуя, что ножом можно и еду резать, и человека убить", - сказал Б. Горин.

На его взгляд, экспертные оценки должны выносить культурологи, историки, теологи, причем это должны быть люди "с безусловной репутацией, абсолютно не ангажированные, не политизированные".

В РПЦ считают полезным существование списка экстремистской литературы

В Московском Патриархате (РПЦ) позитивно оценивают существование федерального списка экстремистских материалов, но считают, что процедура его формирования должна быть максимально эффективной.

"Список экстремистской литературы полезен, поскольку помогает упорядочить идеологическое пространство, но при этом важно то, кто его формирует и по каким принципам", - заявил порталу "Интерфакс-Религия" и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) священник Георгий Рябых.

По его мнению, "должна быть четко продумана и прописана процедура формирования такого списка, чтобы не происходило нарушения принципов невмешательства в дела друг друга светской и религиозной властей и соблюдалась бы религиозная свобода людей".

"В религиозной среде время от времени появляются экстремистские силы, они используют религию для достижения власти, влияния, и необходимо разоблачать любые такие действия", - подчеркнул священник. Однако, продолжил он, "то, что проявляется в религиозной среде, должны непременно оценивать представители тех религиозных организаций, которые являются традиционными для данного общества и проявили свой созидательный потенциал, стремление к диалогу и добрососедству".

"Решение суда по наличию или отсутствию в тех или иных материалах признаков экстремизма всегда базируется на заключении экспертов, а для составления такого экспертного мнения должны привлекаться представители традиционных религиозных организаций, их голос должен иметь одно из решающих значений", - убежден Георгий Рябых.

Он также указал на необходимость того, чтобы религиозные организации определяли, что является не совместимым с теми духовными традициями, которые они представляют.

В качестве примера священник привел недавнее решение Синода Русской православной церкви о запрете двух газет, которые издаются по благословению теперь уже лишенного сана бывшего епископа Диомида, - "Дух христианина" и "Пасха Третьего Рима". По его мнению, такие постановления тоже должны приниматься во внимание судами "для серьезного рассмотрения, потому что это тот свободный голос, который религиозная организация возвышает, чтобы сказать о своей традиции".

"Присутствие светских властей в религиозной жизни должно, в том числе, всегда ориентироваться на решения, принятые самими религиозными организациями, должна происходить сверка часов, иначе можно легко прийти к каким-то злоупотреблениям", - добавил Георгий Рябых.