Представителей фонда  "Нурджулар" больше всего интересует крымскотатарская молодежь, с которой проводится соответствующая религиозная работа
 
 
 
Представителей фонда "Нурджулар" больше всего интересует крымскотатарская молодежь, с которой проводится соответствующая религиозная работа
Stringer.it

В июне этого года на страницах крымских СМИ все чаще стали появляться сообщения о деятельности в автономии исламских радикалов. Определенный резонанс вызвало прозвучавшее недавно заявление председателя республиканского комитета Автономной республики Крым по делам религий Владимира Малиборского, который сообщил общественности о том, что в Азовском медресе Джанкойского района велась подготовка радикальных исламистов.

По словам Малиборского, некоторые выпускники Азовского медресе были приверженцами идеологии движения "Хизб ут-Тахрир" и ваххабизма, сообщает информагентство E-Crimea.info.

Между тем эти комментарии вызвали негативную реакцию со стороны руководства Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК), которое считает, что "процесс обучения в Азовском медресе никогда не носил и не носит радикального характера. Азовское медресе в меру своих возможностей всегда пресекало проявление среди учеников мыслей радикального характера, которые, судя по всему, они приобретали из других источников. Кроме этого, ученики при выявлении у них радикально-экстремистских мыслей исключались из учебного заведения".

При более детальном рассмотрении ситуации становится очевидным, что каждая из упомянутых сторон права только наполовину. В Азовском медресе процесс обучения действительно не носит радикального характера. До настоящего времени, насколько известно, проявлений интереса к медресе сторонников радикального ислама не фиксировалось. Но некоторые выходцы из этого исламского учебного заведения действительно впоследствии стали членами активно действующей в Крыму радикальной исламской партии "Хизб ут-Тахрир".

Проблема в том, что не все выпускники медресе оказываются востребованными в структурах мусульманских общин ДУМК, отмечается в публикации E-Crimea.info. Такая категория молодых людей попадает под пристальное внимание "хизбуттахрировцев", которые стараются привлечь их к деятельности своей организации. В то же время, данное обстоятельство полностью не исключает того, что отдельные ученики медресе еще в процессе обучения могут стать объектами идеологической обработки последователей нетрадиционных течений ислама.

Мало кому известен тот факт, что Азовское медресе действует под патронатом турецкого фонда Азиз Махмуд Худаи Вакуфы. Он активно работает в Крыму еще с середины 90-х годов. Деятельность фонда началась со строительства мечетей, однако в настоящее время основной акцент направлен на подготовку мусульманских религиозных кадров в Азовском медресе. И это обстоятельство наводит на определенные размышления.

Дело в том, что о деятельности фонда Азиз Махмуд Худаи Вакуфы практически нет никакой информации, пишет E-Crimea.info. Известно лишь, что в самой Турции фонд активно занимается благотворительностью. В то же время не является секретом тот факт, что многие турецкие фонды, прикрываясь благотворительной и просветительской деятельностью, скрыто пропагандируют идеи пантюркизма и радикального ислама. Например, известно, что в Крыму осуществляет деятельность турецкая религиозная группа "Нурджулар", которая запрещена в самой Турции за стремление заменить светский строй режимом шариата.

В странах СНГ эта структура широко известна тем, что ее эмиссары занимаются распространением идеологии пантюркизма (идея объединения всех стран с проживающими на их территории тюркскими народами под эгидой Турции). Причем "Нурджулар", как правило, действует не открыто, а через сеть созданных ею фондов и исламских образовательных учреждений. Обучающиеся в таких учебных заведениях дети скрыто подвергаются идеологической обработке в духе пантюркизма.

По данным источников из числа крымских татар, в Крыму представителей "Нурджулар" больше всего интересует крымско-татарская молодежь, с которой проводится соответствующая религиозная работа. Она рассчитана на то, что те молодые люди, которые сейчас попали под идеологическое влияние, в перспективе займут разные посты в органах власти, крымско-татарском национальном движении и станут продвигать интересы своих покровителей. Самое опасное в этой ситуации то, что выявить проповедническую деятельность эмиссаров турецких исламистских структур практически невозможно, пишет автор публикации на сайте агентства E-Crimea.info.

В отличие от других стран СНГ, в Крыму "Нурджулар" не создает подконтрольных фондов или учебных заведений. Эмиссары "Нурджулар" могут "камуфлироваться" под турецких бизнесменов, представителей благотворительных организаций и устанавливать неформальные контакты с крымскими татарами.

Однако существует еще один канал вербовки крымско-татарской молодежи в турецкие исламистские структуры. Известно, что многие выпускники крымских медресе выезжают в Турцию, где продолжают обучение в духовных и светских учебных заведениях. Об этой практике официально заявляет даже глава Рескомрелигий Малиборский. При этом он подчеркивает, что "неизвестно, с какими они там сталкиваются идеологическими течениями и направлениями".

Может быть, официальные органы власти об этом не знают. В то же время эксперты, знакомые с процессом обучения в духовных учреждениях Турции, говорят, что в некоторых из них до сих пор присутствуют группы сторонников радикальных пантюркистских организаций "Серые волки", "Сулейманджи" (по данным российских правоохранительных структур, эти организации связаны с турецкими спецслужбами). И поступающие на обучение студенты попадают под деструктивное влияние этих исламских группировок. Кто-то из молодежи предпочитает дистанцироваться, а кто-то становится убежденным сторонником навязанной ему идеологии. В итоге, возвращаясь после обучения в Турции домой, уже бывшие студенты фактически являются носителями радикальных исламских идей.

Как отмечает E-Crimea.info, этот процесс вполне может коснуться и крымско-татарской молодежи. Только в 2009 году, по официальным данным, Турция выделила для крымско-татарских абитуриентов 20 мест в различных турецких вузах. А в предыдущие годы через светские и духовные учебные заведения Турции уже прошли сотни крымских татар. Многие из них уже трудоустроились и работают в различных организациях АРК.

В целом по степени конспиративности радикальные турецкие религиозные группы намного превосходят и "Хизб ут-Тахрир", и ваххабитов. Вычислить сейчас реальное количество приверженцев, например, той же "Нурджулар" в Крыму практически невозможно. Тактика деятельности этих пантюркистских групп очень эффективна, поскольку не только испытана в других странах, но и адаптирована под условия конкретного региона. Поэтому, зачастую, официальные органы и не подозревают о том, что в Крыму уже дали свои "ростки" турецкие исламистские структуры.