В Москве создается новый Музей доктора Федора Петровича Гааза, которого за его самоотверженное и бескорыстное служение людям в России называли "святым доктором"
 
 
 
В Москве создается новый Музей доктора Федора Петровича Гааза, которого за его самоотверженное и бескорыстное служение людям в России называли "святым доктором"
commons.wikimedia.org

В Москве создается новый музей доктора Федора Петровича Гааза, которого за его самоотверженное и бескорыстное служение людям в России называли "святым доктором". Сотрудники создаваемого музея срочно собирают экспонаты, сообщает "Благовест-инфо".

Помещение выделено руководством НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (Малый Казенный пер., дом 5, у памятника доктору Гаазу).

Директор Общественного благотворительного фонда им. доктора Ф. П. Гааза Андрей Лихачев рассказал порталу "Милосердие.ru", что в музее будет создана экспозиция из фотографий, документов и предметов быта, современных доктору Гаазу.

В НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков до сих пор сохраняется рабочий стол доктора Гааза. Известно, что на нем стоял старинный телескоп, подобный которому теперь требуется найти, а также ступка и пестик, которыми доктор готовил лекарства. В музей принимают предметы быта и мебель середины – конца XIX века, копии документов, ассигнации того времени. С благодарностью примут, например, сундук.

В музее будет три раздела: ретроспектива жизни Федора Гааза, раздел о его тюремном служении, жизнь основанной им Полицейской больницы.

В главном доме усадьбы, где ныне находится НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Ф. П. Гааз работал и жил со дня основания больницы и вплоть до смерти в 1853 году. Из поколения в поколение сотрудники института передают рассказы о размещении больничных палат, прозектуры, кабинета и жилой комнаты доктора Гааза на втором этаже, где он и умер.

Информацию для желающих помочь в наполнении экспозиции можно найти в публикации портала "Милосердие.ru".

Федор Петрович Гааз (Friedrich Josef Haas) родился в 1780 году в городе Мюнстерайфеле под Кельном, на территории Пруссии, в семье аптекаря. Получив степень доктора медицины, в 1806 году он впервые ступил на российскую землю по приглашению княгини Репниной, которую вылечил от тяжелой болезни. Вскоре доктор Гааз стал самым популярным врачом Москвы, посещавшим и дворцы, и самые бедные жилища. С чьей-то легкой руки его прозвали "святым доктором Федором Петровичем". Гааз вошел в Московский тюремный комитет и до конца жизни оставался главным врачом московских тюрем. Выполняя эту миссию, он методично боролся за улучшение жизни узников. В частности, добился освобождения от кандалов стариков и больных, упразднения в Москве железного прута, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь, а также отмены бритья половины головы у женщин-арестанток. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей заключенных.

Однажды ради помилования престарелого раскольника доктор Гааз встал перед царем на колени. В другой раз отпустил с миром и деньгами на дорогу обокравшего его пациента.

"Святой доктор" боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, постоянно лечил и снабжал лекарствами бедных больных. Все его сбережения ушли на благотворительность, умер он в бедности. В последний путь доктора Гааза провожали 20 тысяч москвичей. А на его могиле на Введенском кладбище высечен девиз, которому он следовал всю жизнь: "Спешите делать добро!".

Доктор Гааз может быть беатифицирован Католической церковью

Между тем существует мнение, что во время понтификата Папы Франциска может быть завершен процесс беатификации доктора Гааза. На это, например, надеется российский писатель Александр Нежный, отдавший много лет собиранию документальных свидетельств о "святом докторе".

Два года назад писатель представил свой новый роман Nimbus, посвященный жизни Федора Гааза.

"Уже более полутора веков мы знаем, что доктор Гааз - абсолютно святой", - сказал на презентации книги Александр Нежный. По его словам, народное почитание "святого доктора" не прекращалось на протяжении всего этого времени, даже в советские годы на его могиле можно было увидеть свежие цветы. "В 1853 году, когда он умер, за гробом шли, по подсчетам полицейских, примерно 20 тысяч человек. Представьте себе, что это означало для населения Москвы, которое тогда составляло 300 тысяч!" - подчеркнул писатель.

По его словам, в отличие от изданного ранее тома "Врата милосердия", где были собраны воспоминания современников о докторе Гаазе и документальные свидетельства о нем, новая книга - это роман. В литературное повествование автором введены как реальные, так и вымышленные персонажи, а на основе достоверных, но скупых фактов выстроено увлекательное повествование. В романе Nimbus поставлены те вопросы, которые ставила сама жизнь во времена доктора Гааза и которые актуальны и сейчас: проблема взаимоотношений человека и власти, проблема деятельного милосердия, восприятия святости среди людей.

Действие романа охватывает всего несколько последних земных дней доктора Гааза, но - "тут он весь", отметил писатель. Он обратил внимание аудитории на главные моменты биографии своего героя, который "приехал в Россию молодым и прожил здесь полвека, отлучаясь лишь дважды: во время поездки на Кавказ, где им впервые были описаны целебные свойства минеральных источников, и во время войны с Наполеоном, когда он как лечащий врач прошел с русскими войсками до Парижа".

Очевидно, что в России молодой одаренный доктор из Германии мог бы сделать блестящую карьеру и нажить немалое состояние. Уже через пять лет доктор Гааз смог купить дом на Кузнецком мосту, разъезжал в собственном экипаже, запряженном шестеркой лошадей, и подумывал о вложении денег в производство, даже купил суконную фабрику. Но, как сказал Александр Нежный, "предприниматель из него был никакой".

Жизнь доктора круто изменилась, когда ему было предложено стать вице-президентом только что созданного Комитета попечительства о тюрьмах. "Это то, о чем я всю жизнь мечтал", - сказал он тогда. Став врачом московских тюремных замков, он добился создания пересыльной тюрьмы на Воробьевых горах, где изнемогавшие в долгой дороге заключенные могли отдохнуть и подлечиться перед следующим этапом.

По выражению писателя, доктор Гааз "20 лет сражался с государством" за смягчение бесчеловечных условий содержания заключенных и, в частности, за особые щадящие "гаазовские" кандалы и отмену железного прута. Он создал в Москве знаменитую "гаазовскую больницу" для бедных, многократно был ходатаем перед властями за страждущих. Доктор потратил все свое состояние на помощь нуждающимся и сам стал нищим - до такой степени, что даже хоронить его пришлось за казенный счет. Его неустанная деятельность не только восхищала, но и раздражала некоторых современников, которые призывали "сократить" этого "утрированного филантропа".

Особое внимание Александр Нежный уделяет знакомству доктора Гааза с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), прославленным Церковью в лике святителей. Рассказав слушателям об известном диалоге, когда Гааз в ответ на сентенцию митрополита о справедливости наказания осужденных с горечью сказал: "Владыка, Вы Христа забыли", писатель упомянул о том, что это была не единственная их встреча. Исторические свидетельства и документы позволяют говорить о том, что митрополит Филарет относился к своему коллеге по работе в Комитете о тюремном попечении Федору Петровичу "со скрытой нежностью, вниманием и терпением" и мог оценить масштаб личности своего современника.