Церковь "только начинает движение" к предназначенной ей миссии – быть "власть имущей во всех областях общественной жизни", убежден Всеволод Чаплин
 
 
 
Церковь "только начинает движение" к предназначенной ей миссии – быть "власть имущей во всех областях общественной жизни", убежден Всеволод Чаплин
Russian Look

Редакционная статья, опубликованная 21 мая в "Независимой газете", комментирует слова председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина о роли РПЦ, которые прозвучали на научной сессии "Государство, Церковь, общество на пути к симфонии", прошедшей в минувший четверг в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Официальный представитель Московского патриархата заявил тогда, что это место "не может не быть... центральным".

Хотя, как отмечает издание, новое заявление Чаплина отчасти повторяло его предыдущие высказывания о роли религии в России, однако на этот раз священник поднял планку требований. Церковь должна быть не равноправным участником общественного диалога, а его модератором, то есть взять роль, в которой сегодня выступает государство.

По мнению Чаплина, Церковь "только начинает движение" к предназначенной ей миссии – быть "власть имущей во всех областях общественной жизни". При этом ей не следует "бояться предлагать свои рецепты... обновления государственной жизни".

Как напоминает "НГ", Всеволод Чаплин и ранее выступал с неординарными заявлениями: будь то тема реставрации монархии, допустимость в России альтернативных правовых систем, таких как шариат.

Но согласно последним высказываниям священника, мнение Церкви должно быть решающим не только в политике и экономике, но и в частной и семейной жизни граждан. Если Церковь и впрямь станет власть имущей, у нее появится больше возможностей воплотить свои замыслы, отмечает издание.

Приводя мнение священника о том, что согласно евангельскому идеалу, нормой является не плюрализм мнений, а единственность истины, газета задается вопросом, насколько это может быть приемлимо в многонациональной России: как в рамках одного государства могут сосуществовать не только "евангельская" и "шариатская" истины, но и догматы всех четырех религий, которые по Закону "О свободе совести" признаны для России традиционными?

Представления этих вероучений об идеальном государственном и общественном устройстве, а также о частной жизни человека весьма различны. В таких условиях для РПЦ претендовать на роль верховного арбитра - значит вступить в открытое противостояние с другими религиозными общинами и теми, кто не разделяет религиозные убеждения, подчеркивает "НГ".

Cобытия в общественно-политической жизни ряда стран по-своему подтверждают тезис Чаплина о том, что мировоззрение, религиозные убеждения определяют общественные процессы в современном мире. И Россия не стала здесь исключением. Об этом свидетельствуют конфликты, в которых задействованы РПЦ и другие религиозные организации. Симптомами этой нарастающей конфронтации можно считать соревнование в количестве и массовости различных молебнов, поклонений святыням, автопробегов, политических стояний и гуляний, пишет газета.

По словам Чаплина, что вера и рядового гражданина, и государственного деятеля не может не влиять на их мнения и действия в процессах общественной жизни - будь то поддержка избирателями политических лидеров или мотвации, которыми могут быть движимы миллионы граждан в общественной или частной жизни.

Однако эти решения принимаются в порядке индивидуального выбора. РПЦ же предлагает корпоративный подход, советует собираться в религиозные группы и коллективно отстаивать их интересы в борьбе за политическую гегемонию. Демократия подменяется идеалом корпоративного государства. Такой путь трудно назвать соответствующим принципам конституционного строя России. Он угрожает общественному согласию и запускает механизм гражданского противостояния, подчеркивает "Независимая газета".