Около 1,5 тысячи паломников из России приехали в Дели на учения Далай-ламы XIV, которые проходят 21-23 декабря
 
 
 
Около 1,5 тысячи паломников из России приехали в Дели на учения Далай-ламы XIV, которые проходят 21-23 декабря
Reuters

Около 1,5 тысячи паломников из России приехали в Дели на учения Далай-ламы XIV, которые проходят 21-23 декабря.

На учениях в субботу Далай-лама заявил, что все мировые религии сходятся в призыве к любви и состраданию, а буддизм как наука об уме и практика его тренировки поможет развить эти эмоции, передает РИА "Новости".

"Необходимы все религиозные системы, потому что люди обладают разными способностями, на формирование религий влияли также разные географические и исторические условия. Но все сходятся в том, что необходимы любовь и сострадание... Современные ученые подтверждают, что если человек испытывает добрые чувства, любовь, то и физически хорошо себя чувствует, а такие эмоции, как гнев, ненависть, алчность, страх, съедают иммунитет и люди начинают болеть", - сказал Далай-лама.

Гнев и ненависть, добавил он, устраняются любовью и прощением. По его словам, любовь и сострадание "взращиваются" с детства, и чем больше в детстве человек их испытывает по отношению к себе со стороны окружающих, тем больше он впоследствии может дать другим. Кроме того, для развития любви и сострадания важно придерживаться умеренности и самодисциплины, считает духовный лидер буддистов.

"Чувство любви и заботы присуще не только людям, но и другим живым существам. Правда, иногда я сомневаюсь, способен ли комар испытывать любовь: бывает, когда на меня садится комар, я его не прогоняю, а из чувства сострадания даю напиться крови, и потом он улетает, никак не выказав свою благодарность", - пошутил Далай-лама.

По словам духовного лидера буддизма, это учение "тренирует ум", позволяя достигать "покоя ума". "Если мы обуздали свой ум, свое сознание, то мы испытываем счастье, если нет - страдание. Буддизм для кого-то религия, для кого-то наука, его можно назвать наукой о сознании, или психологией. Дхарма (учение) предназначена для достижения счастья, а счастье рождается из обуздания ума", - заявил Далай-лама.

Он продолжил начатое в ходе прошлогодних трехдневных учений для россиян разъяснение альтруистической поэмы буддийского философа VIII века Шантидевы "Бодхичарья-аватара" ("Путь бодхисаттвы") с главы о бдительности, которую необходимо проявлять по отношению к своему уму. Согласно буддийскому учению, "все страхи и беспредельные страдания берут начало в уме".

Он призвал "сломить силу стремления к личному благу". "Тогда мы сможем ослабить страх. Если же мы ценим себя больше других, то часто обманываем и совершаем другие неблагие деяния", - отметил буддийский лидер. И смысл "практики даяния", по его словам, "заключается в отказе от цепляния за "я" и во взращивании любви".

Простой человек, тренируя свой ум, может достичь состояния будды, уверен Далай-лама.

Далай-лама призвал следовать правилам светской этики

Далай-лама XIV призвал приехавших на его учения в Дели российских паломников придерживаться светской этики и проще относиться к себе, даже на высоком посту. "Из 7 миллиардов жителей земли около 1 миллиарда - люди атеистических взглядов... Поэтому все должны придерживаться светской этики (если не религиозной), она очень важна для нашего времени. Светская этика объединяет всех людей", - сказал Далай-лама в первый день учений.

По его словам, все население планеты роднит стремление к счастью и нежелание быть несчастными, при этом большинство своих страданий создаем мы сами. "Одна из главных причин страдания - наш эгоизм, цепляние за собственное "я". Нам не хватает альтруизма. Главный метод избавления от страданий - культивировать благие помыслы, в том числе для людей нерелигиозных, посредством светской этики... Если заботишься о собственном благе, позаботься о других, и тогда собственное благо появится само собой. Именно такой подход поможет обрести счастье", - заявил буддийский духовный лидер.

Он посоветовал общаться друг с другом без гордыни и высокомерия. "Люди, ставящие себя выше других, боятся потерять свою славу, превосходство, и потому постоянно испытывают сильный стресс. Свободное, простое отношение (к себе) - очень важно", - отметил Далай-лама.

Далай-лама и российские буддисты

Далай-лама бывал несколько раз в России с краткосрочными поездками. Последняя, в 2004 году в Калмыкию, была однодневной. В последующие годы российские буддисты неоднократно выражали надежду в скором времени увидеть его в своих регионах с более продолжительным визитом, однако вопрос пока не удается решить, поскольку визиты духовного лидера Тибета в другие страны сопровождают ноты протеста со стороны Китая. Даже после того, как весной 2011 года Далай-лама сложил с себя политические полномочия главы "тибетского правительства в изгнании", Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.

С 2009 года Далай-лама проводит в Индии учения для буддистов, приезжающих из России, ежегодно в течение нескольких дней. Вначале они проходили в Дхарамсале на севере Индии, где расположена резиденция буддийского лидера, а с 2012 года по его решению перенесены в Дели, куда проще добраться слушателям из российских регионов.

Во время публичных учений Далай-лама обычно подробно комментирует тот или иной буддийский трактат. В 2012-2013 годах это поэма Шантидевы "Бодхичарья-аватара", которая описывает идеал бодхисаттвы - подвижника, всецело посвятившего себя служению другим и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного просветления, состояния будды. На протяжении столетий этот текст служил источником вдохновения для поколений великих наставников буддизма и простых людей.

Сегодня в России насчитывается свыше миллиона последователей буддизма. Наибольшая волна распространения буддизма на территории России была отмечена в XVI-XVII веках - среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелугпа, главой которой и является Далай-лама.

Буддисты считают Далай-ламу (в переводе - " Океан-учитель") воплощением Авалокитешвары - будды сострадания. Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тэнзин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника - Далай-ламы XIII, а в 1940 возведен на престол.

После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в городе Дхарамсала. Там же обосновалось "тибетское правительство в изгнании". За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.