Российский ученый-криминалист на примере Брейвика рассказал о психологических истоках религиозного фундаментализма
 
 
 
Российский ученый-криминалист на примере Брейвика рассказал о психологических истоках религиозного фундаментализма
religo.ru

Религиоведческий сайт Religo.ru опубликовал интервью известного российского журналиста Марка Смирнова с заведующим кафедрой криминальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Сергеем Ениколоповым. Беседа была посвящена событиям, произошедшим 22 июля в Норвегии, которые, как отмечено в публикации, несомненно, войдут в историю Европы, так же как и трагедия, 11 сентября 2001 года потрясшая США.

Напомним, сначала в центре Осло на воздух взлетела машина, начиненная взрывчатыми веществами. От взрыва погибло семь человек, многие случайные прохожие были ранены. Затем на острове Утойя, где проводила свою молодежную акцию правящая Партия Труда, произошел массовый расстрел ее участников. Преступник, одетый в форму полицейского, на протяжении полутора часов безнаказанно и хладнокровно расстреливал беззащитных людей.

Им оказался 32-летний норвежец, Андерс Беринг Брейвик, прежде не замеченный в симпатиях к радикализму и не выступавший с экстремистскими призывами. Тем не менее, уже будучи арестованным, он заявил на допросах, что взрыв в Осло и массовое убийство на острове Утойя он совершил исключительно в знак протеста против либерализма и мультикультурализма нынешнего правительства Норвегии, открывшего свою страну для беспрепятственного въезда значительного числа политических беженцев и эмигрантов из стран исламского мира.

Сергей Ениколоповов попытался в интервью дать ответ на вопрос, что является мотивацией в преступных деяниях Брейвика: политический радикализм, этнорелигиозный экстремизм или эклектичное смешение разных компонентов, основанное на фанатичной вере в свою собственную исключительность и избранничество.

По словам психолога-криминалиста, в действиях и высказываниях Брейвика бросается в глаза фанатичная приверженность эклектичным идеям и взглядам. Здесь перемешаны и тамплиеры, и Ричард Львиное Сердце.

Как отмечает ученый, выделяется несколько видов фанатизма: религиозный, идейный, политический и националистический. Ядром этих видов фанатизма является соответственно вера, какая-либо идея, достижение или сохранение власти и национализм.

Николай Бердяев обратил внимание на эгоцентризм фанатика, который выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к личному человеческому пути, он не может установить никаких отношений с окружающим миром… Фанатик знает лишь идею, но не знает человека, он не знает человека даже тогда, когда борется за идею человека.

Очевидно, что фанатиками не рождаются, ими становятся. Поэтому чрезвычайно важным представляется выявление преддиспозиций, определяющих восприимчивость к фанатизму и причины того, что некоторые из них становятся активными террористами. Для террористов-фанатиков характерно нежелание идти на компромисс, пренебрежение к чужим взглядам, тенденция видеть вещи в черно-белых тонах, ригидность суждений. Эти черты обнаруживают сходство фанатизма с авторитаризмом, предубеждением и фундаментализмом.

Терроризм - это разновидность насилия, направленного против окружающих и совершаемого индивидами и группами, которые объединены фундаменталистской идеологией и существуют в относительной изоляции от социума. Их склонность к ненависти и жестокости, полностью оправдывается соответствующей идеологией и выражается в готовности уничтожать неверных, стоящих на пути к торжеству добра и человеческого братства.

Как правило, террорист проходит жесткий тренинг, усиливающий его ненависть к представителям "зла" и полное равнодушие по отношению к жертвам террористических действий. Он чувствует себя вправе убивать невинных обывателей, женщин, детей и будет испытывать при этом удовлетворение от сознания выполненного морального долга.

При этом, как считает Ениколопов, терроризм как социальное явление следует отличать от религиозных, фундаменталистских идеологий, несмотря на то, что именно последние, как правило, лежат в основе мотивации террористов.

Идеология, в том числе и религиозная, представляет собой целостную систему убеждений, которая дает социальной группе рациональное обоснование своего происхождения, существования и целей, на которые она вдохновляет, а также средств для достижения этих целей. Потенциально присущими всем идеологиям крайностями являются нарциссический и паранойяльный аспекты.

У фундаменталистских идеологий, находящихся на паранойяльном полюсе, можно обнаружить такие типичные характеристики, как разделение мира на "праведных" и "неправедных", необходимость уничтожать последних, обещание светлого будущего, которое должно наступить, как только мир освободится от "плохих", строгое подчинение ограничениям в сексуальной жизни и жесткие границы, отделяющие "плохие" социальные группы.

Сторонники фундаменталистской идеологии всегда являются носителями всевозможных добродетелей, им гарантируется счастье, спасение и искупление грехов. Убеждения и действия "представителей зла" аморальны, опасны, деструктивны и угрожают всему, что ассоциируется с добром. Как правило, подобная идеология проецирует всю агрессию на "плохую" социальную группу и оправдывает насилие в ее отношении как необходимое средство, а иногда и как моральное обязательство.

Религиозному фундаментализму свойственно также стремление вернуться в идеализированное прошлое, пессимистический взгляд на настоящее и уверенность в божественной избранности своей группы. В таких группах нередко господствует чувство виктимизации (ощущение себя жертвой. - Прим. ред.), вера в магические знаки и сочетание страха перед злыми силами и чувства всемогущества в связи с принадлежностью к избранной группе.

Говоря о причинах жестокости, проявленной Брейвиком к своим жертвам, С. Ениколопов, отметил, что в фундаменталистских и террористических группах лидерство нередко достается индивидам, страдающим синдромом злокачественного нарциссизма, личностям, принадлежащим к элите и чувствующим себя ею отвергнутыми и потому идентифицирующимся с униженными и оскорбленными, что служит оправданием их мести той среде, которая их породила.

Исследования показывают, что особенно значимыми для таких людей являются ценности власти и безопасности. Восприятие угрозы ценностям власти и безопасности заставляет испытывать неприязнь и страх и ведет к агрессии и жестокости.

(Полный текст интервью с Сергеем Ениколоповым выйдет в декабрьском номере журнала "Наука и религия" за 2011 год).