Психиатры, проанализировав историю норвежского террориста Андерса Брейвика, который в результате двойного теракта убил 77 человек, обрисовали его психологический портрет: он типичный нарцисс с садистскими наклонностями. Кроме того, многие эксперты выступают против того, чтобы называть Брейвика террористом, так как это значило бы, что им двигали идеологические мотивы.
"На самом деле он мог бы стать левоэкстремистом или религиозным фанатиком, если бы нашел подходящую веру", - считает 70-летний клинический психолог Свен Торгерсен, который работал и проводил исследования в Центре ментального здоровья детей и молодежи в Осло. Двое его коллег должны к ноябрю по решению суда подготовить официальную оценку психического состояния Брейвика, на основании которой будет приниматься решение: отправить его на принудительное лечение или посадить в тюрьму.
В последние недели Свен Торгерсен вчитывался в манифест Брейвика, по которому пытался создать его психологический портрет. По его мнению, этот случай уникален. "Даже если бы перед совершением преступления он пришел ко мне на психологическую консультацию, я не уверен, что разглядел бы в нем потенциал насилия", - уверен профессор, рассуждения которого приводит немецкий журнал Spiegel.
- Британская пресса возмущена замалчиванием истории о лесбиянках, спасших 40 подростков с Утойи
Психолог убежден, что Брейвик по натуре является нарциссом, причем в крайней форме. Нарциссизм в умеренной степени обычно помогает людям занять свое место в обществе, так как некоторая доля самовлюбленности воспринимается окружающими, скорее, как уверенность в себе.
Но чем сильнее развивается в человеке нарциссизм, тем более он становится подвержен фрустрации, то есть, едва что-то идет не так, как хотелось бы, вся идеализированная картина в его голове начинает рушится. Но проблема еще и в том, что нарциссы никогда не ищут причин неудач в себе, а винят во всем окружающих.
Признаков нарциссизма у Брейвика более чем достаточно: чего стоят одни его фотографии в различной униформе. В своем манифесте он описывает не себя, а того, кем он хотел бы быть, считает психолог. Так, он хочет казаться расчетливым бизнесменом, который уже к 24 годам заработал миллионы крон, он пишет про основание фирм, удачные бизнес-планы и инвестиции.
При этом на деле его предпринимательский талант был очень скромным, отмечает финансовый аналитик норвесжкой компании Risk Information Group Кьель-Ола Клейвен, который изучил финансовую историю преступника по просьбе полиции. Оказалось, что у Брейвика никогда не было ни миллионов, ни процветающих компаний.
Начало 2000-х годов, когда прогорела его очередная фирма, можно считать отправным пунктом в его разрушительных планах. Сам Брейвик пишет об этом времени как о "перекрестке". С этого времени он начинает создавать свой собственный мир крестоносцев. Брейвик сделал из себя мученика, страдающего за свою страну. Как любой нарцисс, отмечает психиатр, он считал, что слишком гениален для этого мира и заурядная работа ему вовсе не нужна.
"Он был влюблен в себя и в свое преступление, он наслаждался своим триумфом", - говорит судебный психиатр Бьорн Сольбакен, описывая задержание Брейвика. С его лица не сходила улыбка даже, когда его везли в суд.
Психиатр Торгерсен считает, что одного нарциссизма недостаточно, чтобы выносить план убийства десятков людей. К одному пороку добавляется еще и агрессивный садизм - получение удовольствия от страданий других. Торгерсен убежден, что Брейвик "определенно психически нездоров". Впрочем, не настолько нездоров, чтобы не ориентироваться в обществе. Шизофреник не смог бы с таким педантизмом воплотить в жизнь подобные ужасные планы, отмечает судебный психиатр Сольбакен. Садистские наклонности объясняют и то, что он долгое время вынашивал план массового убийства. Это доставляло ему особое удовольствие.
Что касается воплощения планов в жизнь, то психиатры делают только осторожные предположения на этот счет. Они считают, что в данном случае определенную роль могла сыграть угроза предстоящей гражданской войны, которая сформировалась у него в голове. Когда человек чувствует, что на него нападают, насилие с его собственной стороны кажется ему самообороной.
Кроме того, психиатр Торгенсен обращает внимание на то, что Брейвик, как большинство серийных убийц, был одинок. Его рассказы о женщинах в манифесте, скорее, мечты, а не реальность. "Факт остается фактом: он не был в состоянии выстроить долгие отношения", - отмечает профессор.
Впрочем, назвать одну конкретную причину того, что именно Брейвик пошел на убийство, эксперты не могут. "Из 1 тысячи человек с такими же исходными психическими данными, как у Брейвика, максимум один совершил бы подобное преступление", - подытожил Торгенсен.
Британская пресса возмущена замалчиванием истории о лесбиянках, спасших 40 подростков с Утойи
Лесбийская пара Хеге Дален и Торил Хансен спасли 40 подростков, которые бросились вплавь с острова Утойя, где Андерс Брейвик хладнокровно расстреливал десятки людей. Женщины в этот момент отдыхали на пикнике на другом берегу озера, но, услышав стрельбу, поспешили на помощь. Британская The Guardian задается вопросом, почему это проявление героизма не обсуждалось в прессе, как любая другая деталь относительно событий на острове.
Женщины взяли собственную лодку и бросились на помощь людям в воде. Несколько пуль даже попали в их лодку, но они все равно вытаскивали людей из озера, отвозили их на другой берег и возвращались снова к остальным.
То, что этот эпизод, не стал широко известен, The Guardian считает проявлением старых стереотипов и нетолерантности, потому что обычно считается, что спасителями должны выступать мужчины или на крайний случай женщины, но тогда гетеросексуальные.
По мнению издания, массовая культура не примет идею о том, что лесбиянки могли пренебречь своей безопасностью ради спасения других жизней. Кроме того, женщины состоят в официальном браке. "Можете представить себе редакторов новостей в Вашингтоне, которые беспокоятся о том, что, если они растиражируют эту историю, их обвинят в пропаганде однополых отношений", - осуждает такую позицию издание.