Обвиняемый в мошенничестве полковник ФСБ Кирилл Черкалин согласился передать государству большую часть обнаруженных у него активов. Об этом заявил в Головинском суде Москвы адвокат обвиняемого Владимир Михайлов
 
 
 
Обвиняемый в мошенничестве полковник ФСБ Кирилл Черкалин согласился передать государству большую часть обнаруженных у него активов. Об этом заявил в Головинском суде Москвы адвокат обвиняемого Владимир Михайлов
Головинский районный суд города Москвы

Обвиняемый в мошенничестве полковник ФСБ Кирилл Черкалин согласился передать государству большую часть обнаруженных у него активов, пишет РБК.Речь идет о 72,75 млн долларов, 8,5 млн евро, 4 тыс. фунтов и 810 млн рублей (в пересчете - примерно 6,1 млрд рублей). Об этом заявил в Головинском суде Москвы адвокат обвиняемого Владимир Михайлов.

По словам Михайлова, данные средства полковник получил "из не предусмотренных законом источников". Кроме того, он согласен с изъятием в доход государства автомобиля Porsche Cayenne, наручных часов и запонок. "Остальные требования ответчик не признает", - сообщил его адвокат.

В августе Генпрокуратура направила в суд иск об изъятии в доход государства активов семьи Черкалина на сумму 6,3 млрд рублей, в том числе пяти квартир, двух загородных домов, шести земельных участков общей площадью 7 тыс. кв. м, 14 нежилых помещений и двух автомобилей, а также 800 млн рублей, 72 млн долларов и 8 млн евро наличными. Эти суммы не сошлись с активами, обнаруженными у офицера и его доверенных лиц. Большая часть средств находилась в квартире, приобретенной специально для их хранения. Известно, что так же поступал полковник МВД Дмитрий Захарченко, у которого конфисковали активы почти на 9 млрд руб.

Черкалин был задержан 25 апреля cотрудниками Управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ и тем же вечером арестован. Следствие считает, что в 2011 году Черкалин и двое других бывших сотрудников ФСБ похитили 490 млн рублей у бизнесмена Сергея Гляделкина, заставив его передать им акции компании "Юрпромконсалтинг" под угрозой уголовного преследования. В июле Кириллу Черкалину, бывшему руководителю 2-го отдела управления "К" Службы экономической безопасности ФСБ, было предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. В мае его же обвинили в получении взяток на сумму 850 тыс. долларов за "действие или бездействие" и общее покровительство в отношении некой коммерческой структуры в 2013-2015 годах.

Черкалин служил в органах госбезопасности с 1998 года, а на свою последнюю должность - начальника 2-го отдела управления "К" Службы экономической безопасности ФСБ был назначен в 2011 году. В его обязанности входило осуществление контрразведывательной деятельности в кредитно-финансовой и банковской сферах, направленное на выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, наносящих ущерб экономической безопасности России, а также борьба с коррупцией в центральном аппарате и подразделениях Центрального банка России.

В 2005 году в ходе одной из разработок Кирилл Черкалин познакомился с Михаилом Горбатовым, работавшим в управлении "К". Впоследствии, будучи прикомандирован к администрации президента России, полковник Горбатов возглавил контрольно-инспекторский департамент управления президента по обеспечению конституционных прав граждан. Черкалин и Горбатов, установило следствие, после этого практически не виделись, лишь иногда обмениваясь сообщениями по электронным мессенджерам или звонками.

Осенью 2013 года Горбатов познакомился с Арно Ходжояном, основной бизнес которого был связан с привлечением VIP-клиентов в КБ "Транспортный". Совладелец банка Александр Мазанов незадолго до этого назначил Ходжояна своим советником, который должен был решать вопросы с правоохранительными и контролирующими органами. Михаил Горбатов сообщил представителю банка, что он сам на роль "крыши" не годится, но знает многих крупных чиновников в ФСБ и МВД, которые ему помогут.

Через несколько дней полковник Горбатов, встретившись с начальником 2-го отдела управления "К" Черкалиным, договорился, что тот будет помогать "Транспортному" за вознаграждение. Банкир Мазанов предлагал платить чекисту за конкретную работу или действия, но Черкалин настоял на том, чтобы ежемесячно получать по 50 тысяч долларов за "общее покровительство" КБ "Транспортный". Выплаты, которые в итоге был вынужден лично одобрить Александр Мазанов, осуществлялись с ноября 2013-го по февраль 2015 года. Очевидно, имея определенный процент, Горбатов получал деньги от Ходжояна, которые отвозил Кириллу Черкалину.

Как установило следствие, деньги передавались в ходе встреч полковников на улице либо в кафе, расположенных возле здания ФСБ на Лубянке. Всего таким образом было выплачено 750 тысяч долларов. Однако, когда услуги полковника Черкалина действительно понадобились банку, тот потребовал премию.

С ноября 2014 года по февраль 2015-го ЦБ проверил деятельность КБ "Транспортный", составив акт, в котором говорилось о неадекватной оценке руководством банка уровня кредитного риска по некоторым заемщикам. В связи с этим банку были даны рекомендации об увеличении резерва на возможные потери по ссудам на 1,3 млрд рублей.

У Мазанова этой суммы не было, поэтому он через посредников попросил полковника Черкалина решить вопрос с ее уменьшением, так как в противном случае деятельность банка могла быть парализована. Новая проверка, которую через несколько дней провели сотрудники 2-го отделения ГУ ЦБ РФ по Центральному федеральному округу, уменьшила сумму до 522 млн рублей.

Незадолго до этого по рекомендации Черкалина, переданной через посредников, КБ "Транспортный" сменил место регистрации и офис, чтобы перейти из 1-го отделения ГУ ЦБ по ЦФО во 2-е, так как руководителем последнего являлось "доверенное лицо" чекиста.

За спасение 778 млн, а возможно, и банка полковнику Черкалину, по данным следствия, заплатили 100 тысяч долларов "премиальных" у центрального здания ФСБ. Таким образом, только от "Транспортного" он получил взятку на общую сумму 850 тысяч долларов, или 52 млн рублей по курсу ЦБ.

СМИ также писали, что руководство управления "К" ФСБ России, которое отвечает за банковский сектор, годами крышевало российскую банковскую отрасль. Полковник Кирилл Черкалин, обвиняемый в получении взяток и мошенничестве, а также его сослуживцы искусственно продлевали жизнь многим рухнувшим банкам РФ, предлагая банкирам решить их проблемы за деньги. Их работа была встроена в действовавшую по всей стране систему обналичивания.