Верховный суд России спустя почти век реабилитировал Михаила Ставраки, командовавшего расстрелом легендарного революционера лейтенанта Петра Шмидта - вожака мятежных матросов с крейсера "Очаков" в 1905 году, пишет "Московский комсомолец" и публикует подробности этого уникального дела.
Реабилитацию Ставраки, которого тоже расстреляли - по приговору выездной сессии Военной коллегии Верховного суда РСФСР от 3 апреля 1923 года - инициировали не его родственники и не историки, а замгенпрокурора РФ Сабир Кехлеров. Он обжаловал в ВС приговор, по которому 56-летнему потомственному дворянину Ставраки, сыну адмирала, присудили высшую меру наказания с конфискацией имущества, без права на обжалование и амнистию, отмечает издание.
В Генпрокуратуре сочли это вердикт "очень странным", поскольку при подавлении восстания на "Очакове" и во время казни Шмидта и других руководителей мятежа Ставраки "выполнял законные распоряжения законной на тот момент власти".
Шмидт принял на себя командование восставшим "Очаковым" в 1905 году, после чего был арестован, осужден военным трибуналом и приговорен к расстрелу. По традиции, командовать расстрелом должен был такой же морской офицер, и им назначили капитана 2-го ранга Ставраки.
Казнь состоялась на небольшом острове Березань, недалеко от городка Очаков. "Осужденные были привязаны к заранее приготовленным четырем столбам и на рассвете 6 марта под общей командой Ставраки залпом из винтовок лишены жизни", - приводится в статье выдержка из дела Ставраки.
В вину ему в частности, поставили тот факт, что он совместно с прокурором Ронжиным и врачом Федотовым произвели врачебную экспертизу Петра Шмидта и "признали возможным приведение казни в исполнение, несмотря на явные признаки тяжелой болезни" у осужденного.
Впрочем, одновременно Ставраки вменили другое преступление - в преступной халатности во время его работы в должности начальника Управления по обеспечению безопасности кораблевождения Батумского укрепрайона: якобы по его вине не освещались маяки, поскольку "произошла растрата спирта и керосина".
Однако доказательств виновности Ставраки в этом преступлении в приговоре также не приводится, упирают в Гепрокуратуре. Сам Ставраки утверждал, что свидетели его оговорили по различным, в том числе карьерным мотивам и под давлением следственных органов, отметили в ведомстве.
В итоге ВС постановил, что Ставраки был осужден необоснованно, и признал его жертвой политических репрессий, имеющей право на реабилитацию.
Петра Шмидта же в народе больше помнят по роману Ильфа и Петрова "Золотой теленок", в котором действовала целая плеяда его фальшивых "детей" - мошенников, включая главного героя - Остапа Бендера.