В пятницу псковская журналистка Светлана Прокопьева выступила в суде с последним словом 5 февраля 2019 года в отношении Прокопьевой было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 205.2 УК РФ
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В пятницу псковская журналистка Светлана Прокопьева выступила в суде с последним словом
ГражданинЪ TV / YouTube
 
 
 
5 февраля 2019 года в отношении Прокопьевой было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 205.2 УК РФ
Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав
 
 
 
Главный редактор "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов назвал политическим уголовное дело псковской журналистки Светланы Прокопьевой
АГН Москва / Софья Сандурская

В пятницу псковская журналистка Светлана Прокопьева выступила в суде с последним словом. Ее обвиняют в публичном оправдании и пропаганде терроризма.

Приговор псковской журналистке огласят 6 июля в 12:00. В ходе судебного заседания 3 июля гособвинитель попросил назначить ей наказание в виде шести лет лишения свободы. Он также считает необходимым запретить обвиняемой заниматься журналистикой в течение четырех лет, пишет "Псковская правда".

Прокурор назвал преступление полностью доказанным и обратил внимание на "общественную опасность содеянного". По словам прокурора, Прокопьева "умышленно, желая наступления событий, подготовила аудиозапись" с оправданием терроризма, которая была распространена через СМИ.

Защита заявила, что в двух психолого-лингвистических экспертизах, проведенных по делу, есть противоречия и что наличие признаков оправдания терроризма в публикации журналистки не доказано. Приговор должен быть оправдательным, считают адвокаты.

Выдержки из последнего слова обвиняемой приводит Русская служба BBC.

"Репрессии развиваются постепенно. Невозможно предугадать, когда ограничение прав и преследование инакомыслия превратится в концлагеря и расстрелы. История говорит нам о том, что такое превращение возможно даже в самом культурном и цивилизованном обществе - при условии соответствующей государственной политики и пропаганды.

Именно поэтому и нужна свобода слова - чтобы вовремя забить тревогу. Нужны независимые медиа, журналисты, оппозиционные политики и активисты, чтобы своевременно сказать правящему большинству: "Ау! Оглянитесь! Вы встаете на скользкий путь!" Именно поэтому главным и основным объектом критики для СМИ всегда было и будет государство - система власти с аппаратом принуждения, способным стать инструментом массовых репрессий.

Мне не страшно критиковать государство. Мне не страшно критиковать правоохранительную систему и говорить силовикам, что они порою не правы. Потому что я знаю, что по-настоящему страшно станет, если я этого не скажу, если никто не скажет.

Я не претендую на истинное мнение - таких не бывает. Любой человек может заблуждаться и допускать ошибки, и не каждый раз критика справедлива. Но пусть лучше будет, в том числе, необоснованная критика, чем не будет вообще никакой. Чем больше идей мы обсуждаем, чем шире представленный спектр мнений - тем легче обществу принять правильное решение и выбрать оптимальный путь развития. Тем проще избежать новой гуманитарной катастрофы, от которых человечество, увы, не застраховано.

Я прошу уважаемый суд, принимая решение по моему уголовному делу, брать в расчет не только докладные записки и протоколы, но и самые общие принципы, на которых строится наше общество. Это свобода слова, это статус журналиста, это миссия прессы. Я выполняла свою работу. Я не сделала ничего, что выходит за рамки моего профессионального долга. Никакого состава преступления в этом нет", - сказала Светлана Прокопьева.

Главред "Эха Москвы" считает дело Прокофьевой политическим

Главный редактор "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов назвал политическим уголовное дело псковской журналистки Светланы Прокопьевой, которую судят по обвинению в оправдании терроризма.

"Позиция наша журналистская и наших юристов заключается в том, что Светлана Прокопьева абсолютно невиновна в тех преступлениях, в которых ее обвиняет генеральная прокуратура. Мы считаем, что это политическое дело, политический заказ. И в случае обвинительного приговора мы сделаем все, чтобы более высокая судебная инстанция ее оправдала", - сказал он "Интерфаксу".

Запрошенный прокурором срок - шесть лет лишения свободы, как и весь судебный процесс Венедиктов назвал "историей демонстративной жестокости, демонстративного наказания".

"Она связана с тем, что в этих статьях замешана история с терактом в отношении Федеральной службы безопасности. Возможно, здесь это сыграло свою роль", - добавил он.

7 ноября 2018 года Светлана Прокопьева, выступая в своей авторской программе в эфире радиостанции "Эхо Москвы в Пскове", рассуждала о причинах взрыва в приемной управления ФСБ по Архангельской области, который совершил 17-летний студент-анархист Михаил Жлобицкий. Журналистка предположила, что поступок юноши, погибшего в результате взрыва, мог быть спровоцирован политикой властей.

Текст выступления Светланы Прокопьевой затем был опубликован под заголовком "Репрессии для государства" на информационном портале "Псковская лента новостей".

5 февраля 2019 года в отношении Прокопьевой было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 205.2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма). Санкция этой статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей либо лишение свободы на срок до семи лет.

Псковский мировой суд также оштрафовал "Эхо Москвы в Пскове" на 150 тыс. рублей за вышедший в радиоэфир материал Прокопьевой и на 200 тыс. рублей - "Псковскую ленту новостей" за аналогичную публикацию.

Уголовное дело Светланы Прокопьевой состоит из 12 томов, обвинительное заключение - из 99 листов. В декабре 2019 года суд вернул дело на доследование. После этого следователи заказали повторную экспертизу текста журналистки в Сибири. Следствие настаивает, что текст Прокопьевой был направлен "на формирование положительного отношения к терроризму", а теракт в нем предстает "как единственное возможное решение для привлечения внимания к проблемам в современной России".

Рассмотрение дела переносили из-за пандемии коронавируса, но в июне судебный процесс возобновился. В ходе судебного процесса выяснилось, что у повторной экспертизы, которая проводилась в Хакасском государственном университете, есть признаки подделки.

В вузе официально сообщили, что не проводили никакой экспертизы по делу Прокопьевой. Также там сообщили, что бланки, на которых представлено заключение, не соответствуют бланку университета. В экспертизе также неверно указан учредитель университета, индекс, название вуза и название филологического института.

Кроме того, в ХГУ сообщили, что эксперт-лингвист Юлия Бойкова состояла в штате кафедры русского языка и литературы института филологии с 2015 по 2016 год. Сейчас она работает в институте до 30 сентября по гражданско-правовому договору. При этом к экспертизам университет привлекает только штатных сотрудников, поэтому Бойкова осуществлять ее от имени университета не имеет права.

Однако суд отказался исключить эту экспертизу из материалов дела как недопустимое доказательство.

В защиту Светланы Прокопьевой выступают журналисты и правозащитники в России и за рубежом. 1 октября 2019 года больше пятидесяти российских независимых СМИ провели акцию солидарности, опубликовав в текстовом или видеоформате открытое письмо Прокопьевой "Семь лет за две страницы текста".