При подготовке присоединения Крыма власти не интересовались у Минфина, во сколько это обойдется российской экономике. Решение по подобным вопросам может принимать только один человек - президент, заявила в интервью Forbes Woman первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.
Как пояснила Нестеренко, чтобы ответить на вопрос, "адекватна цена или нет", нужно очень много знать. В то же время Минфин обладает только ограниченным уровнем компетентности. "Мы же не знаем, какая информация была у первого лица. Я всегда исхожу из библейских истин: они говорят о том, что есть человек, который принимает на себя эту миссию. Он обладает всей полнотой информации и всей полнотой ответственности за это", - отметила замглавы ведомства.
По мнению Татьяны Нестеренко, "те решения, которые приняты, могут быть приняты только одним человеком". "Зная президента, могу сказать: он не принимает решения необдуманно", - подчеркнула чиновница.
Напомним, сразу после присоединения Крыма эксперты заговорили об огромных затратах на поддержание экономики Крыма и Севастополя. Правительство приняло решение, что регион будет получать из федерального бюджета около 50 млрд рублей в виде дотаций на сбалансированность своих бюджетов - ежегодно до 2017 года. Кроме того, в утвержденных правительством бюджетных проектировках было заложено еще примерно по 35-40 млрд рублей ежегодных неинвестиционных расходов на Крым. Объем финансирования Федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя превысит 700 млрд рублей.
В прошлом году Крым и Севастополь получили 55 млрд руб на сбалансированность собственных бюджетов, еще примерно 100 млрд было выделено на территориальные органы власти, выплату пенсий и социальных пособий, организацию летнего отдыха и дорожное строительство. Деньги поступили из антикризисного фонда правительства, в том числе из замороженной накопительной части пенсий.
При этом ранее глава Минфина Антон Силуанов признавался, что объемы финансирования федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя превышают возможности российского бюджета.
У власти есть "много планов" по выходу из кризиса
Говоря о тяжелом экономическом кризисе, в пучину которого погружается Россия, Татьяна Нестеренко заявила Forbes Woman, что в настоящее время Минфин после первоначального шока работает над тем, как справляться с новыми внешними вызовами, какие меры должны быть приняты для адаптации к ним.
По словам замминистра, причины кризиса известны, все риски обсуждались ранее. Так, Минфин много лет говорил о необходимости сбалансировать бюджет при цене 70-80 долларов за баррель, предупреждал о том, что к изменениям спроса и предложения на рынке нефти надо готовиться. Как считают в Минфине, так как, вероятнее всего, в ближайшие годы будет сохраняться низкий уровень цен на нефть, необходимо сбалансировать бюджет 2017 года хотя бы на уровне 70 за баррель.
Второй причиной кризиса стали санкции, работать в условиях которых у российской экономики нет опыта. И, наконец, на сложившуюся ситуацию повлияли причины структурного характера - многие реформы были отложены, так как их отсутствие компенсировали высокие цены на энергоресурсы.
Нестеренко заверила, что у власти есть план, даже "много планов", по выведению страны из кризиса. Однако надо помнить, что необходима четкая реализация этих планов и постоянный контроль за этим процессом. Минфин уже подготовил предложение почти на триллион сократить расходы, с чем уже согласилось правительство.
"Помимо этого, нам надо еще хотя бы полтора триллиона сократить в этом году, чтобы выйти примерно на 3-3,5% дефицита и не потратить весь Резервный фонд за 1,5-2 года, чтобы подготовить площадку для более важных и структурных реформ", - сказала она. Одновременно профильным ведомствам надо провести ревизию, найти те траты, без которых можно обойтись, начать "жить по средствам".