После досрочной отставки мэра Москвы Юрия Лужкова эксперты принялись составлять прогнозы относительно его будущего в большой политике. Сам бывший градоначальник не собирается уходить на покой и заявил накануне о твердом решении создать общественное движение ради формирования демократического общества. Впрочем, эксперты сомневаются не только в целесообразности этого шага, но и в его реальности из-за конфликта с Кремлем.
По словам Лужкова, базой для нового общественного движения будет служить Российское движение за демократические реформы, созданное еще в 1991 году, а опираться оно будет на интеллигенцию и пенсионеров, которые считают, что их свобода ограничена.
- Консультации по кандидатам на пост мэра проходят в "пожарном режиме"
- Верховный суд отклонил иск о незаконности отставки Лужкова
- Лужков дал первое интервью после отставки и объяснил, за что его уволили
Эта идея не имеет будущего, считает президент Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. "Если бы он заявил о создании партии и участии в президентских выборах, это взорвало бы бомбу", - считает эксперт. Впрочем, в таком случае возникает вопрос, а смог бы Лужков собрать достаточное количество подписей для регистрации своей партии.
"Но это в любом случае должна была бы быть масштабная заявка на формат крупного политика федерального уровня, на роль лидера общенационального масштаба. А он делает заявку на проект, который может возглавить любой высокопоставленный пенсионер", - цитирует слова Орлова газета "Время новостей".
В целом, политологов смущает именно то, что нечетко ставится цель создания такого движения. "Другие подобные движения не приносили своим создателям серьезных дивидендов", - отмечает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов, вспоминая Российский народно-демократический союз экс-премьера Михаила Касьянова, единственный в новейшей истории России случай политического движения, созданного отставленным чиновником столь высокого ранга.
Аналогию с политической судьбой Касьянова проводит также директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай Злобин, который считает, что Лужков сам перекрыл себе дорогу в настоящую большую политику, отказавшись от президентских выборов.
"Когда политик создает оппозиционную силу, ему надо прежде всего разобраться со своими "хвостами". Потому что переходить в оппозицию только потому, что тебя уволили, – это напоминает шатания Михаила Касьянова. И на примере с Касьяновым мы видим, что это не самое эффективное", - заявил Злобин.
Между тем некоторые политики вообще сомневаются в том, что Лужкову удастся создать даже общественное движение, не говоря уже о партии. "Кремль не для того снимал его, чтобы дать возможность зарегистрировать свою политическую организацию. Поэтому у бывшего градоначальника вообще нет шансов", - заявил политик Владимир Рыжков.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров отмечает, в свою очередь, что Лужков сам обесценивает свои планы на будущее тем, что, очевидно, высказывает их в обиде на Кремль. "Я не думаю, что запала бывшего мэра хватит на то, чтобы хотя бы через неделю после отставки продолжить двигаться в этом направлении. Иначе его очень быстро можно привести в чувство, напомнив о бизнесе Батуриной", - приводит мнение эксперта "Независимая газета".
Консультации по кандидатам на пост мэра проходят в "пожарном режиме"
В то же время не меньше забот теперь и у Кремля, который впервые столкнулся со столь сложной задачей, отмечает газета "Коммерсант". Раньше власти определялись с заменой политиков, сравнимых по политическому весу с Лужковым, значительно оперативнее. Осложнило дело то, что администрация президента столкнулась с открытым сопротивлением, так что у Кремля не осталось времени на спокойное согласование новой кандидатуры.
В итоге президент Дмитрий Медведев из Китая, куда прибыл с официальным визитом, комментировал свое решение. Премьер-министр Владимир Путин высказал свое мнение по этому поводу, находясь с рабочей поездкой в Сыктывкаре. Единороссы в срочном порядке начали консультации, в которых публично участвует Путин и администрация президента и от которых фактически отстранили московских единороссов.
Между тем консультации зависят теперь и от жесткого графика президентских поездок. 6 октября Дмитрий Медведев отправляется с визитом в Алжир, оттуда переберется на Кипр и только вечером 8 октября вернется в Москву. А 9-го числа единороссы обещали внести на рассмотрение президенту три кандидатуры.
Президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов отмечает, что "решение по Лужкову принималось оперативно и, судя по всему, времени на согласование новой кандидатуры не было, поэтому не было и пакетного решения - по снятию и по замене". Эксперт считает, что "пауза" необходима властям для того, чтобы понять общественную реакцию.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич согласна с тем, что решение затягивается, потому что "не могут договориться". При этом Наталья Зубаревич отмечает, что "выборы кандидата на пост мэра Москвы - это решение узкого круга лиц" и единороссы имеют к нему опосредованное отношение.
Никаких конкретных имен официальные лица пока не называют, позволяя прессе и экспертам только гадать и создавать обобщенный образ будущего мэра. "Это будет человек баланса, как, например, Хлопонин (полпред в СКФО, вице-премьер Александр Хлопонин), про которого нельзя сказать, чья это креатура. Но это не может быть человек из личной команды Лужкова, как, например, Валерий Шанцев (губернатор Нижегородской области), и не может быть человек из Петербурга, так что это вряд ли будет Владимир Кожин (управделами президента)", - описывает преемника Лужкова на посту мэра Москвы руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская.