В санкт-петербургской тюремной больнице им. Гааза без медицинской помощи скончалась заключенная с ВИЧ, у которой был диагностирован рак в четвертой, последней стадии. Юрист правозащитной организации "Зона права" Сергей Петряков рассказал "Дождю", что родные погибшей намерены дойти до Европейского суда, доказывая, что в данном случае имело место бесчеловечное и унижающее достоинство обращение.
Первым о кончине 28-летней заключенной сообщил в Facebook правозащитник Павел Чиков. Он отметил, что буквально на днях Европейский суд по правам человека потребовал от российских властей оказать экстренную помощь двум онкобольным, находящимся в петербургских тюрьмах. Женщину, о которой идет речь, после этого успели перевести в реанимацию, однако спасать ее оказалось поздно.
На сайте "Зоны права" отмечалось, что ЕСПЧ рекомендовал перевести пациенток в гражданскую больницу, если необходимое лечение невозможно провести в тюремной. При этом властям РФ были заданы вопросы о надлежащей помощи заключенным после постановки диагноза и обеспечении их необходимой химиотерапией.
Речь шла о двух заключенных, находившихся в областной больнице им. Гааза УФСИН по Санкт-Петербургу. У обеих был диагностирован рак четвертой стадии и ВИЧ, при этом у 37-летней женщины прогноз был безнадежный, а у той, что скончалась, - сомнительный. Врачи говорили, что обе пациентки испытывают сильные боли. Провести необходимую химиотерапию в тюремной больнице было невозможно из-за отсутствия лицензии на проведение процедуры.
Больше года назад руководство больницы обратилось в суд с просьбой отпустить женщин на свободу в связи с болезнью, однако Смольнинский суд Петербурга встал на сторону прокуратуры и оставил их за решеткой. В постановлении судья отметил, что перевод женщин в онкоцентр для лечения "связан с бюрократическими сложностями".
"Полтора года уже этот мрачный конвейер у нас. В Чите не дождался и умер, в Челябинске, в Екатеринбурге двое, в Нижнем Новгороде. Некоторых успеваем вытащить на актировку, и они умирают уже на воле. Кое-кто карабкается. С онкологией хуже всего", - отмечает Чиков.
Умершая заключенная, по данным московского СПИД Центра, была осуждена летом 2013 года и приговорена к восьми годам тюрьмы за наркотики. После того, как появились боли и гинеколог выписал направление в больницу им. Гааза, женщина ждала этапа 4 месяца. К моменту ее поступления в областную больницу злокачественная опухоль матки была уже неоперабельной.
Обеспечена ли вторая заключенная с онкологическим заболеванием, находящаяся в больнице им. Гааза, обезболиванием и терапией, не уточняется.
Отметим, на днях на заседании попечительского совета при правительстве РФ было заявлено, что на сегодняшний день в обезболивании в России нуждается 1 млн человек. Умерли, не дождавшись обезболивания, 300 тысяч больных.