Официальный представитель МИД России Александр Яковенко заявил, что российская сторона приняла к сведению заявление премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми по южным Курильским островам, передает "Интерфакс".
"Вместе с тем хорошо известна и российская позиция, которая отлична от японской, - отметил Яковенко в четверг вечером. - Именно поэтому еще в ходе российско-японского саммита в Иркутске 25 марта 2001 г. было принято решение ускорить дальнейшие переговоры с целью заключения мирного договора".
При этом, по его словам, "было выработано единое понимание основных параметров двустороннего диалога". "Во-первых, он будет проводиться на основе всего пакета договоренностей послевоенного периода, в том числе на основе совместной
Декларации 1956 года, - сказал Яковенко. - И, во-вторых, достигнуто общее понимание, что для успеха переговорного процесса необходимо поддержание атмосферы взаимного уважения, доверия и сотрудничества в российско-японских отношениях в целом".
"В ходе недавних переговоров в Токио российская сторона придерживалась именно такой линии", - подчеркнул представитель МИД.
Напомним, премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми заявил, что заключение мирного договора с Россией "возможно лишь после признания российской стороной японской юрисдикции" над четырьмя южнокурильскими островами.
Выступая в четверг по случаю отмечаемого в стране "Дня северных территорий", глава японского правительства отметил, что некоторые министры и влиятельные члены правящей Либерально-демократической партии допускают "вероятность возвращения двух островов" Россией, чтобы затем поразмыслить, как быть с остальными двумя. "Но я считаю, - подчеркнул Коидзуми, - "что прежде следует добиться ясного признания японского суверенитета над всеми четырьмя островами" и лишь затем подписывать мирный договор.
Как сообщалось ранее, японская сторона заявила, что российские официальные лица якобы пообещали отдать Японии Курильские острова.
По словам главы МИД Японии Иорико Кавагути, в ходе встречи с Игорем Ивановым речь напрямую шла о том, чтобы в марте приступить к рассмотрению проблемы Южных Курил по схеме "два плюс два". Эта схема предусматривает попарное обсуждение судьбы островов: Кунашир и Итуруп отдельно от Шикотана и гряды Хабомаи. Кавагути также заявила на специально устроенной по этому поводу пресс-конференции, что Иванов не только одобрил схему, но и согласился начать "одновременные и параллельные" переговоры по обеим группам островов.
Однако глава российского МИД заявил, что подобные слухи - "домыслы и небылицы".
Схему "два плюс два" предложил России бывший премьер-министр Японии Иосиро Мори во время российско-японского саммита в Иркутске. Разрешить территориальные споры Мори планировал следующим образом: Россия отдает Японии остров Шикотан и гряду Хабомаи, затем Москва и Токио заключают мирный договор и одновременно начинают обсуждать судьбу наиболее заселенных и, следовательно, экономически развитых Кунашира и Итурупа.
Мори предал гласности часть приватной беседы с Путиным, в которой российский президент якобы дал свое согласие на такую схему. МИД России сперва промолчал, но потом опроверг появившееся вскоре в японской печати интервью посла России в Японии Александра Панова о приемлемости схемы "два плюс два".
Однако Мори вскоре ушел в отставку, а новый японский премьер Дзюньитиро Коидзуми заявил, что решение судьбы Южных Курил по отдельности невозможно. "Россия должна отдать все четыре острова, лишь после этого может быть подписан мирный договор", √ заявил Коидзуми на одной из первых своих пресс-конференций в роли премьера.