Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что видит как отрицательные, так и положительные аспекты политики советского вождя Иосифа Сталина "В 1943-1953-х годах этот тиран и прагматик использовал потенциал Русской православной церкви для организации послевоенного мироустройства. Уникальность этого десятилетия заключается в том, что интересы правителя и церкви совпали", - отметила министр
 
 
 
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что видит как отрицательные, так и положительные аспекты политики советского вождя Иосифа Сталина
Global Look Press
 
 
 
"В 1943-1953-х годах этот тиран и прагматик использовал потенциал Русской православной церкви для организации послевоенного мироустройства. Уникальность этого десятилетия заключается в том, что интересы правителя и церкви совпали", - отметила министр
Global Look Press

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что видит как отрицательные, так и положительные аспекты политики советского вождя Иосифа Сталина.

В интервью "Интерфаксу" она назвала Сталина "человеком, тирания которого очевидна" и на совести которого жертвы политических репрессий. "Но при этом мы должны согласиться, что этот человек - государственник, - сказала Васильева. - Я его обычно называю большим политиком с большим-большим знаком "минус". Это мое отношение, поэтому вряд ли тут можно меня считать сталинисткой".

Она напомнила, что ее кандидатская и докторская диссертации по истории посвящены Русской православной церкви (РПЦ) в годы Великой Отечественной войны, в том числе отношениям Сталина и церкви. "В 1943-1953-х годах этот тиран и прагматик использовал потенциал Русской православной церкви для организации послевоенного мироустройства. Уникальность этого десятилетия заключается в том, что интересы правителя и церкви совпали", - отметила министр.

Также, по ее словам, Сталин в 1930-х годах восстановил преемственность страны с ее дореволюционной историей, прерванную с приходом к власти большевиков, и возродил в общественном сознании понятие "государственного патриотизма", на котором поставили крест в 1917 году. "Сталин как прагматик прекрасно понимал, что впереди страшная война и нужна мобилизация, в том числе и духовная. Отсюда картины в кино, отсюда поэмы и фильмы об Александре Невском и Иване Грозном", - считает Васильева.

Без мифологизации в истории не обойтись

При этом Васильева выразила уверенность, что "без мифологизации" в истории и ее преподавании не обойтись. "Понимаете, без героев, без героического облика исторических персонажей нельзя обойтись. Будь ты маленький человек, будь ты взрослый, у тебя должен быть идеал, к которому нужно стремиться", - пояснила она свою позицию.

На вопрос о ее отношении к легенде о подвиге 28 героев-панфиловцев при обороне Москвы в 1941 году Васильева ответила, что тут она придерживается позиции своего "учителя" - руководителя Центра военной истории России Георгия Куманева. Этот историк придерживается точки зрения, что подвиг панфиловцев не вызывает сомнений, а показания автора знаменитой передовицы в "Красной звезде" Александра Кривицкого о том, что история о героической обороне панфиловцев якобы им выдумана, были "выбиты" прокурорами под угрозой ссылки в лагеря, поясняет агентство.

Напомним, после назначения Васильевой на пост главы Минобрнауки в августе этого года в СМИ появились публикации о ее лекциях разных времен, в которых она отмечала особую роль Сталина. В этой связи в Федерации еврейских общин России (ФЕОР) от Васильевой потребовали объясниться по поводу ее отношения к эпохе Сталина и государственному террору того времени.

Отметим, что "сталинизация" в последнее время стала своеобразным трендом в России. Неоднозначному советскому лидеру устанавливают памятники в разных городах. Некоторые политические деятели и чиновники отчасти поддерживают политику, которую проводил Сталин.

Ольга Васильева является автором около сотни статей и публикаций о церкви, в том числе "Церковный сталинизм: легенды и факты", "Церковь и власть в XX веке", "Государственно-церковные отношения хрущевского периода". До назначения на нынешний пост она занимала должность заместителя руководителя по общественным проектам в администрации президента РФ, а до этого работала в Институте российской истории РАН, была руководителем Центра истории религии и церкви и преподавала в Сретенской духовной семинарии под началом духовника Владимира Путина Тихона (Шевкунова).