Мещанский суд Москвы признал режиссера Кирилла Серебренникова и других фигурантов дела о "Седьмой студии" гражданскими ответчиками по иску Министерства культуры России на 133,3 млн рублей. Текстовую трансляцию из зала суда ведет "Коммерсант".
Перед началом судебного процесса по существу судья Ирина Аккуратова спросила у представителя министерства Никиты Светченкова, поддерживает ли он заявленный в ходе следствия иск на сумму 133 млн 337 тысяч рублей о возмещении ущерба. Тот ответил утвердительно и пояснил, что просит признать ответчиками по нему, помимо четверых представших перед судом фигурантов, объявленную в розыск Екатерину Воронову и Нину Масляеву, дело которой выделено в отдельное производство в связи с признанием вины, передает Business FM.
Режиссер и художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников, экс-гендиректор "Седьмой студии" Юрий Итин, бывший директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский и директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум возражали против признания их гражданскими ответчиками, так как, по их словам, они не считают себя виновными и, соответственно, не признают иск.
"Я, конечно, возражаю. Потому что никогда ничего не похищала и считаю этот иск несправедливым", - заявила Софья Апфельбаум. Ее поддержали остальные подсудимые. "Я ничего не понимаю. Виновным [себя] не признаю. Ни у кого никогда ничего не воровал и не крал. Ничего не организовывал, кроме театральной труппы", - сказал Кирилл Серебренников. Он также отверг иск, однако его поддержал прокурор.
Вот в такой футболке на заседание суда пришел Кирилл Серебренников. Обвиняемые своей вины, кстати, не признали. Слушания, как и наша трансляция, продолжаются. https://t.co/aZ507UkIGG pic.twitter.com/K5I5dVJnmV
— Коммерсантъ (@kommersant) 7 ноября 2018 г.
Четырем фигурантам, представшим сегодня, 7 ноября перед судом, инкриминируют хищение путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) 133 млн рублей бюджетных денежных средств из 214 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годы АНО "Седьмая студия" на развитие и популяризацию современного искусства России в рамках театрального проекта "Платформа".
"Итин и Серебренников, имея корыстный умысел, путем обмана, приняли решение создать сплоченную группу. Действуя совместно и согласованно, Итин, Серебренников, Малобродский, Апфельбаум и Масляева решили похитить бюджетные средства", - цитирует "Коммерсант" гособвинителя.
Из обвинительного заключения следует, что Серебренников осуществлял общее руководство, лично заключал с Минкультом соглашения на получение денежных средств, а Итин осуществлял хозяйственную деятельность организации, "заключал фиктивные договоры по освоению полученных государственных денег". Масляева обналичивала деньги, Малобродский и Апфельбаум были в сговоре с ними, следует из слов прокурора.
По его мнению, Апфельбаум дала в нарушение требований закона указание согласовать с Малобродским конкурсную документацию.
В 2011 году, выполняя указание Итина, Масляева передала заявку в Минкульт об участии в конкурсе министерства, продолжил прокурор. По его словам, Апфельбаум, заведомо зная о нарушении закона, обеспечила допуск "Седьмой студии" к участию в торгах, остальным было отказано. Далее Масляева, выполняя указания Итина, Серебренникова и Малобродского, изготовила и передала в министерство акты сдачи и приемки услуг на несколько миллионов рублей. Однако некоторые работы по актам не выполнялись, следует из обвинительного заключения. При этом Апфельбаум осуществила приемку актов, заявил прокурор.
Серебренников обеспечил перевод 1,6 млн рублей от Минкульта, а затем обналичил эти деньги и передал Масляевой. После участники преступной группы распорядились деньгами по своему усмотрению, считает гособвинитель.
В 2012 году, по словам прокурора, Серебренников обеспечил новое финансирование "Платформы" на 70 млн рублей, а Апфельбаум согласовала его заявку, после чего Серебренников перевел часть выделенных Минкультом денег на счета подконтрольного лица, затем обналичил их, а затем участники группы распорядились деньгами по своему усмотрению.
Обналичивание средств, следует из обвинительного заключения, проводилось через ИП Синельникова. Сам Синельников, по словам прокурора, о "преступном умысле" Серебренникова, Итина, Малобродского, Масляевой и Апфельбаум ничего не знал.
По словам прокурора, в 2011-2012 годах по платежным поручениям перечислялись несколько миллионов рублей, которые впоследствии обналичивались, а затем через Масляеву передавались остальным участникам "преступной группы".
Перейдя к 2013 году, прокурор заявил о подписании Апфельбаум соглашения о субсидии в размере 70 млн рублей, а затем допсоглашения об изменении планов финансирования "Платформы". Затем Минкульт перевел на счет "Седьмой студии" 40 млн рублей, часть этих денег, по словам прокурора, была обналичена через ИП Синельникова и распределена между подсудимыми.
Каждый раз, как следует из слов прокурора, схема вывода денег была одна и та же: из "Седьмой студии" в Минкульт направлялись документы о фиктивно выполненных договорах, документы принимались, по ним проводилась оплата, затем часть этих денег переводилась на счета подконтрольных "Седьмой студии" юрлиц, а после этого деньги обналичивались и через Масляеву распределялись между всеми участниками "преступной группы". В 2014 году, по мнению гособвинителя, применялась аналогичная схема.