В Преображенском районном суде Москвы началось рассмотрение второго иска к телекомпании НТВ о защите "чести и достоинства" президента Башкирии Муртазы Рахимова
 
 
 
В Преображенском районном суде Москвы началось рассмотрение второго иска к телекомпании НТВ о защите "чести и достоинства" президента Башкирии Муртазы Рахимова
Архив NEWSru.com

В Преображенском районном суде Москвы началось рассмотрение второго иска к телекомпании НТВ о защите "чести и достоинства" президента Башкирии Муртазы Рахимова.

Поводом для судебного разбирательства стал сюжет программы "Максимум" от 10 марта о приватизации башкирского топливно-энергетического комплекса (ТЭК), пишет газета "Коммерсант". В эфире говорилось о бизнес-партнере сына президента Урала Рахимова - гендиректоре ОАО "Уфанефтехим" Викторе Ганцеве. Рахимова-старшего возмутил прозвучавший из уст ведущего передачи Глеба Пьяных термин "прихватизация".

Еще конкретнее в ходе передачи выразился брат конкурента Рахимова по президентским выборам 2003 года - Александр Веремеенко: "38% акций (уфимских НПЗ), которые принадлежали России, украдены в пользу Муртазы Рахимова". За это Веремеенко также был призван к ответу.

Отметим, что сам Александр Веремеенко был причастен к нескольким громким скандалам в Башкирии. В 2002 году он был назначен главой "Баштрансгаза" без согласования с руководством республики, из-за чего разгорелась война между "Газпромом" и властями Башкирии. В 2003 году, когда в президенты выдвинулся его брат Сергей Веремеенко, на тот момент являвшийся одним из руководителей Межпромбанка, Александр Веремеенко был назначен главой башкирского управления министерства налоговой службы. В республике это назначение расценили как демонстрацию поддержки федеральным центром главного конкурента Муртазы Рахимова.

Претензии главы Башкирии Веремеенко считает необоснованными. Он напомнил, что по указу Бориса Ельцина в начале 90-х каждая компания ТЭКа республики должна была передать по 38% акций государству. "То, что ТЭК республики был на 100% приватизирован в пользу башкирских владельцев, признавал в своих интервью и сам президент. Факт возбуждения уголовного дела по поводу того, что 38% акций не достались федеральному центру, также тема общеизвестная - ее поднимала еще Счетная палата в 2003 году", - пояснил Веремеенко.

Однако до обсуждения сути иска пока не дошло. Выяснилось, что в иске ответчик назван не Алексеевичем, а Вениаминовичем и указан московский адрес, по которому он никогда не проживал. В итоге истец ходатайствовал о переносе процесса по месту постоянной регистрации господина Веремеенко - в Кировский райсуд Уфы.

Суд просьбу удовлетворил, отклонив ходатайства телеведущего Пьяных и Веремеенко о переносе процесса в Пресненский суд Москвы по месту нахождения НТВ. Но поскольку, по словам адвоката Веремеенко Юрия Шуклина, ст.28 ГПК РФ требует предъявления судебных претензий "по месту жительства ответчика, а не по месту его регистрации", поэтому решение суда перенести рассмотрение дела в Уфу будет опротестовано.

Добавим, что это уже второй иск президента Башкирии к программе "Максимум". Первый - к январскому выпуску программы - рассматривается Калининским райсудом Уфы. В телепередаче утверждалось, что приватизация ТЭК Башкирии была проведена "в пользу сына президента Урала Рахимова", а сам он был назван "партнером по бизнесу" экс-сенатора от Башкирии Игоря Изместьева, обвиняемого в организации двух заказных убийств и даче взятки. В соответчики НТВ и ведущему передачи Глебу Пьяных Муртаза Рахимов привлек двух участников программы: одного из лидеров башкирской оппозиции - Рамиля Бигнова, заявившего, что бизнес господина Изместьева "строился на нефтепереработке совместно с семьей Рахимова", и депутата госсобрания Башкирии Геннадия Шабаева, заявившего о "включенности экс-сенатора в работу нефтеперерабатывающего комплекса республики".

Беспрецедентная "тихая" приватизация

Напомним, что в 2002 году президент Башкирии Муртаза Рахимов разрешил основным нефтяным государственным компаниям региона продавать свои активы с аукциона. Эксперты оценили тогда эти активы в 2 млрд долларов. Ожидалось, что за добывающие мощности развернется острая борьба между нефтяными флагманами России, однако через сеть подставных компаний вся нефтяная промышленность республики перешла в холдинг "Башкирский капитал", который, как считается, контролируется сыном президента Уралом Рахимовым.

Аудиторы Счетной палаты, которые в 2003 году провели проверку приватизации нефтяного сектора Башкирии, назвали "тихую" приватизацию основных предприятий ТЭК республики "самым беспрецедентным случаем хищения активов из федеральной собственности в истории нефтеперерабатывающих компаний России".

В 2003 году по материалам проверки было возбуждено уголовное дело по статье "Причинение крупного имущественного ущерба путем злоупотребления доверием". Дело было передано следственному комитету МВД РФ по Приволжскому федеральному округу, однако о результатах расследования ничего неизвестно. В совокупности башкирские предприятия перерабатывают около 20 млн тонн нефти в год (8% от всей российской нефтепереработки), "Башнефть" добывает около 12 млн тонн нефти (2,5% российской добычи). Совокупная прибыль компаний по итогам января-сентября 2006 года превысила 21,5 млрд рублей.

Теперь Москва спохватилась, и пытается вернуть под свой контроль башкирскую нефть при помощи иска налоговых органов.