В Ачхой-Мартане в ночь на пятницу взорван дом, в котором проживала одна из террористок, участвовавших в захвате заложников в театральном комплексе на Дубровке, - Асет Гишнуркаева. Об этом "Интерфаксу" сообщил глава администрации Ачхой-Мартановского района Шамиль Бураев.
По его данным, в 2:20 по московскому времени вооруженные люди в камуфлированной форме вывели из дома двух женщин и двоих детей, погрузили их в машину и высадили на значительном расстоянии от дома. Затем прогремел взрыв. Кто организовал эту акцию и кто ее осуществил, пока неизветно.
Бураев связывает случившееся с участием Гишнуркаевой в захвате театрального центра. Он не исключает, что в московском теракте могли принять участие еще несколько человек из этого региона.
Аслаханов: это преступление против несчастных людей
Взрывы жилых домов, где проживают родственники террористов, "кто бы их не производил, пополнят ряды тех, кто берет в руки оружие", заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" депутат Госдумы РФ от Чечни Асланбек Аслаханов. Так он прокомментировал взрыв дома в Ачхой-Мартане, в котором проживала одна из террористок, участвовавших в захвате заложников в театральном центре в Москве.
"Это сделано для того, чтобы оставшиеся члены семей или соседи брали в руки оружие", - считает он. "Кто бы это не сделал - федеральные войска или бандиты - это, прежде всего, преступление против несчастных людей, которые там живут", - заявил Аслаханов.
Он отметил, что "во многих странах дети не отвечают за действия родителей, а родители за действия детей. Если их сын или дочь совершили теракт, это не означает что надо взрывать дома". Депутат не исключил, что организаторами взрыва могли быть как представители федеральных структур, так и те, кто намерен настроить население против федеральных структур.
По его словам, "если будут продолжать взрывать дома других членов семей", то это будет свидетельствовать, что это либо представители федеральных структур, которым "могли назвать адреса" родственников, либо "те, "кто направлял террористов - они знают своих поименно". Однако, добавил Аслаханов, что, не имея информации, рано делать выводы и давать прогнозы.
По факту взрыва возбуждено уголовное дело
"Абсолютно недопустимой вещью" назвал спецпредставитель президента РФ по обеспечению прав и свобод человека в Чечне Абдул- Хаким Султыгов взрыв дома в Ачхой-Мартане.
Он уточнил, что пострадавших в результате взрыва нет, однако взрыв - это предмет для разбирательства, возбуждено уголовное дело. Он также добавил, что пока еще никто не взял на себя ответственность за этот акт.
"Можно осуждать реакцию людей, но люди, которые с такими фамилиями связывают самое худшее в своей истории, возможно, таким неадекватным в смысле закона действием выразили свое отношение", - предположил Султыгов.
Он также отметил, что взрыв стал сигналом для наших правоохранительных органов - дома, в которых проживают родственники террористов, взяты под особый контроль. Ведется соответствующая работа, чтобы не допустить подобных случаев, добавил Султыгов.
Сергей Ковалев: израильский опыт ведет в тупик
По поводу взрыва дома в Ачхой-Мартане необходимо получить дополнительные сведения, убежден депутат Госдумы, правозащитник Сергей Ковалев.
"Необходимо обратиться с запросами к командованию группировкой и другим федеральным представителям, чтобы понять, кто взорвал дом, кто были люди в камуфляже", - отметил правозащитник.
"Предполагаю, что первые ответы за запросы будут такие: одна сторона будет говорить, что это федеральные военнослужащие, другая, что это переодетые в камуфляж боевики", - заметил Ковалев.
Вместе с тем правозащитник склоняется к мысли, что взрыв - "дело рук наших спецназовцев и, вероятно, были получены санкции". Подобную практику, напомнил он, используют израильские командос, однако "безоглядное копирование израильского опыта" ведет в тупик.