В Чечне неизвестные люди в масках начали сжигать дома родственников боевиков, устроивших 4 декабря нападение на Грозный О необходимости таких действий Кадыров заявил на встрече с силовиками на следующий день после инцидента в столице республики
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Чечне неизвестные люди в масках начали сжигать дома родственников боевиков, устроивших 4 декабря нападение на Грозный
Сергей Бабинец / YouTube.com
 
 
 
О необходимости таких действий Кадыров заявил на встрече с силовиками на следующий день после инцидента в столице республики
Reuters
 
 
 
Дом Печати, Грозный, 5 декабря 2014 года
© РИА Новости / Саид Царнаев

В Чечне неизвестные люди в масках начали сжигать дома родственников боевиков, устроивших 4 декабря нападение на Грозный. Пока точное число уничтоженных домов неизвестно. По данным "Кавказского узла", сожжено пять зданий, а по сведениям сайта Slon.ru - четыре. Поджоги произошли после того, как глава республики Рамзан Кадыров пригрозил выселить родственников боевиков и уничтожить их жилища.

О необходимости таких действий Кадыров заявил на встрече с силовиками на следующий день после инцидента в столице республики. Во время встречи обсуждались результаты спецоперации: боевики 4 декабря захватили в Грозном два здания, освободить которые удалось ценой жизни 14 силовиков после ликвидации 11 преступников.

Свое заявление Кадыров продублировал в соцсетях. "Мне нет абсолютно никакого дела до мнения каких-то лиц или так называемых правозащитных организаций <...> Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом", - сообщалось 5 декабря в Instargam Кадырова.

Согласно сведениям сайта Slon.ru, 6 декабря в село Янди Ачхой-Мартановского района Чечни прибыли 14 машин разных марок, в том числе УАЗ и Toyota Camry. В машинах находились люди в масках, которые общались друг с другом на чеченском и русском языках. Они врывались в дома родственников боевиков, били стекла и поджигали здания изнутри.

По данным сайта, были сожжены четыре дома. При этом в одном из домов, по словам местных жителей, поджигатели оставили на пороге взрывное устройство. В одном из домовладений, куда ворвались неизвестные люди в масках, попутно были сожжены постройки во дворе, в том числе летняя кухня, недостроенный домик, сарай на краю участка.

"Мы так боялись, что наш дом тоже загорится, что ночь провели на улице. Огонь был совсем рядом с крышей моего дома, но тушить его люди в масках не разрешали", - рассказал Slon.ru на условиях анонимности один из местных жителей. С жителями Ачхой-Мартановского района также удалось пообщаться корреспонденту "Кавказского узла". Они рассказали, что поджоги совершались 7 декабря, спустя два дня после заявления Кадырова. Местные жители утверждают, что эти действия совершали силовики.

"7 декабря в село приехала большая группа силовиков, они без объяснений выгнали семьи из домов, а затем подожгли дома. Покинули село только после того, как все сгорело. Также от них (родственников боевиков. - Прим. NEWSru.com) потребовали незамедлительно покинуть село", - рассказал житель Ачхой-Мартановского района.

Фотографии сожженных домов разместила на своей странице в Facebook журналистка из Ростова-на-Дону Александра Соколова. Видеодоказательства опубликовал на YouTube представитель Сводной мобильной группы российских правозащитных организаций в Чечне Сергей Бабинец. На обнародованных фотографиях и записях можно видеть, что в домах уничтожалось все содержимое, даже входные двери были снесены и брошены в огонь.

На незаконность таких действий обратил внимание глава Комитета против пыток Игорь Каляпин. Как сообщается на сайте организации, он попросил руководителей Генпрокуратуры и Следственного комитета РФ проверить высказывания Кадырова об ответственности родственников за действия боевиков.

Каляпин уверен, что заявления Кадырова, после которых были сожжены дома, нарушают презумпцию невиновности. Правозащитник пояснил, что по закону родные участников бандподполья подлежат уголовной ответственности и несут наказание "в случае вынесения судом обвинительного приговора, которым будет установлена вина и степень участия в совершенном преступлении".

Особое внимание Каляпин обратил на то, что привлечение человека к уголовной ответственности лишь за сам факт родства исключено в российском законодательстве. Только статья о противодействии терроризму, как пояснил правозащитник, предусматривает возмещение вреда от преступления с близких, но и это возможно лишь, если есть основания считать, что родные получали средства или обогащались за счет кровной связи с участником бандподполья.

Возмущение Каляпина, по-видимому, несколько запоздало. Власти Чечни уже расправлялись аналогичным образом с родственниками преступников, которые устроили теракты в Грозном в 2008 и 2009 годах. Тогда были сожжены домовладения некоторых жителей города Аргун. Подобное повторилось в 2010 и 2011 годах, когда поджоги использовались в качестве давления на родителей, чьи сыновья вступили в ряды незаконных вооруженных формирований.