День памяти экипажа АПЛ "Курск" отметят в Видяево, Северодвинске и Петербурге
 
 
 
День памяти экипажа АПЛ "Курск" отметят в Видяево, Северодвинске и Петербурге
Архив NEWSru.com

В поселке Видяево Мурманской области в четверг отмечается День памяти экипажа атомной подводной лодки (АПЛ) "Курск", которая затонула во время учений в 2000 году в Баренцевом море. В траурных мероприятиях примет участие главнокомандующий ВМФ РФ адмирал флота Владимир Куроедов.

Подводный атомный крейсер "Курск" затонул 12 августа 2000 года в Баренцевом море, в 157 километрах к северо-западу от Североморска. На его борту находились 118 членов экипажа, все моряки погибли.

В 09:00 по московскому времени под барабанную дробь и звуки военного оркестра рота почетного караула возложит венки на сопку, на которой установлен монумент в честь подводников. Он выполнен из черного гранита и представляет собой разорванную рубку подводной лодки, сообщил сотрудник пресс-службы штаба Северного флота РФ Игорь Бабенко.

Затем у 8-го причала, от которого 10 августа 2000 года атомоход ушел в свое последнее плавание, на воду будут спущены венки и цветы. Здесь пройдет митинг памяти и построение личного состава 7-й дивизии АПЛ, в состав которой входила затонувшая субмарина.

Траурные мероприятия также пройдут в Петербурге. В часовне Николо-Богоявленского морского собора, где в годовщину гибели установлена памятная доска с именами 118 подводников "Курска", утром будет отслужена панихида по погибшим морякам. Позже на Серафимовском кладбище соберутся родные, близкие и друзья 32 моряков, похороненных здесь.

В Северодвинске Архангельской области на воинском мемориале, расположенном на берегу Белого моря, у скорбного камня в день памяти АПЛ "Курск" также пройдет траурный митинг, сообщает "Интерфакс".

В Санкт-Петербурге в четверг также пройдут памятные мероприятия, посвященные четвертой годовщине гибели АПЛ "Курск". Как сообщил РИА "Новости" председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, по сложившейся традиции, в 12:00 по московскому времени родные и близкие погибших моряков, представители флота, исполнительной и законодательной власти города соберутся в Николо-Богоявленском морском соборе, где настоятель храма, протоиерей отец Богдан отслужит панихиду по "воинам, в море погибшим". В молитве поименно будут названы все 118 членов экипажа "Курска".

Затем из собора в часовню, где установлена мемориальная доска в память погибших моряков, пройдет крестный ход. На Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ "Курск", будут возложены цветы и венки, пройдет официальная церемония с отдачей воинских почестей. Затем родных и близких моряков ждет поминальный обед.

Всего, по словам Курдина, в Петербурге живет 39 семей подводников, погибших на "Курске". Дети некоторых из погибших моряков "Курска" продолжили или намерены продолжить морскую традицию. Так, офицер Глеб Лячин - сын капитана "Курска" - служит на Северном флоте, а сын капитана первого ранга Владимира Багрянцева - Игорь, в настоящее время является курсантом Нахимовского военного училища.

Подводная лодка проекта 949 "А" ("Антей") была принята на Северный флот РФ 30 декабря 1994 года, а еще весной 1993 года в Северодвинск на завод-изготовитель "Севмашпредприятие" пришла директива главнокомандующего ВМФ России "О присвоении АПРК "К-141" почетного наименования "Курск" в честь подвига советского народа на Курской дуге".

В апреле 1999 года впервые после многолетнего перерыва североморцы вышли в Средиземное море. Честь выполнить боевые задачи в условиях многократного превосходства противолодочных сил ВМС вероятного противника выпала именно "Курску". За этот поход каждый второй член экипажа был представлен к государственной награде.

В августе 2000 года экипаж "Курска" вышел в море для участия в сбор-походе кораблей Северного флота, который должен был стать последней практической тренировкой флота перед походом в Средиземное море.

Как следует из хронологии трагических событий, произошедших 12 августа в Баренцевом море, в 8:51 по московскому времени командир атомохода капитан 1-го ранга Геннадий Лячин доложил на командный пункт о выполнении условного ракетного удара по кораблям "противника". Следующая торпедная атака, которая должна была состояться в период с 11:30 до 14:30, обнаружена не была. Командир АПЛ на связь больше не вышел.

Примерно к полуночи 12 августа 2000 года командующий Северным флотом Вячеслав Попов объявил "Курск" аварийным и отдал приказ начать поиск и спасение атомохода. Всего в операции по спасению было задействовано 20 кораблей и судов флота. На борту атомохода находились 111 членов экипажа, 5 представителей штаба 7-й дивизии подводных лодок Северного флота РФ и два сотрудника предприятия "Дагдизель". "Курск" был обнаружен в воскресенье, 13 августа, в 04:36 на глубине 108 метров в 80 милях от главной базы Северного флота - Североморска.

19 августа началась международная спасательная операция, в которой принимали участие российские, норвежские, британские и один южноафриканский водолазы. Вечером 20 августа, после того, как водолазы установили, что носовая часть корабля, в которой находилось более половины членов экипажа, сильно повреждена, а 9-й отсек затоплен, в Мурманске было сделано официальное заявление о гибели подводников.

Операция по подъему тел членов экипажа началась 21 октября 2000 года. За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел подводников. Позже, после того, как силами голландско-норвежского консорциума Mammoet-Smit атомоход был поднят и доставлен в плавдок завода в Росляково, из его корпуса следователи военной прокуратуры извлекли тела еще 103 подводников. Двое матросов - Дмитрий Котков и Иван Hефедков, а также главный специалист "Дагдизеля" Мамед Гаджиев остались навсегда в море.

За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, указом президента РФ от 26 августа 2000 года капитану 1-го Геннадию Лячину присвоено звание Героя России. Орденами Мужества награждены все члены экипажа (посмертно).

26 июля 2002 года генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что уголовное дело, возбужденное Главной военной прокуратурой (ГВП) 23 августа 2000 года по статье "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц", прекращено за отсутствием состава преступления.

"В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды в Баренцевом море вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения практической (учебной, без боевого заряда) торпеды внутри четвертого торпедного аппарата и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПРК "Курск", - сказал генпрокурор РФ.

Согласно выводам экспертов, находившиеся в 9-м отсеке АПЛ 23 человека погибли от отравления угарным газом не позднее чем через 8 часов после взрывов. "В связи с этим к моменту обнаружения затонувшего крейсера спасти кого-либо из них было уже невозможно", - отметил Устинов.

По его словам, в ходе следствия установлено, что эвакуация экипажа через спасательный люк с использованием глубоководных аварийно-спасательных аппаратов также была невозможна из-за образовавшейся негерметичности люка.

"Другие версии о причинах катастрофы АПРК "Курск" и гибели его экипажа в ходе следствия тщательно проверены и не нашли подтверждения", - подчеркнул тогда Устинов.

Между тем многие родственники погибших выразили несогласие с прекращением расследования. От имени семей 40 погибших моряков адвокат Борис Кузнецов обращался с жалобами в московский гарнизонный и окружной военные суды, требуя возобновить следствие. Однако суды первой и второй инстанции не нашли оснований для возобновления расследования и отказали в удовлетворении жалобы.

Адвокат оспаривал, в частности, правильность заключения судебно-медицинской экспертизы, установившей, что моряки 9-го отсека АПЛ "Курск" прожили в состоянии стресса не более 4,5 - 8 часов. Однако, по словам Кузнецова, в повторной (комиссионной) экспертизе исследовались тела лишь 12 из 23 моряков данного отсека.

По мнению юриста, в зависимости от того, сколько времени были живы моряки "Курска", можно говорить об ответственности тех, кто руководил поисково-спасательными работами. Адвокаты родственников погибших моряков настаивали также на возобновлении следствия в отношении ряда должностных лиц Северного Флота.