Вслед за экс-сотрудником МВД из Ухты Михаилом Евсеевым, разместившим в интернете ролик с сообщением, что в Республике Коми фабрикуют дела против невиновных граждан, свое видеообращение к Медведеву выложил на YouTube.com бывший заместитель прокурора города Ухты Григорий Чекалин, подтвердивший слова Евсеева.
Он заявил, что по делу о поджоге в 2005 году торгового центра "Пассаж" в республике осуждены невиновные люди, а дело против них сфабриковано. Чекалин сообщил, что в 2007 году, будучи действующим заместителем прокурора он дал показания о том, что лица, находящиеся под стражей - невиновны, а материалы дела в отношении них - сфальсифицированы. После этого ему пришлось уволиться из прокуратуры.
"На тот момент я отдавал себе отчет, когда шел в суд и давал эти показания, что не смогу больше работать в прокуратуре, поскольку те корпоративные правила и те интересы, которые преследует все прокурорское сообщество в целом идут вразрез с моей жизненной позицией", - сказал Чекалин в видеообращении.
По словам бывшего прокурора, его заставило обратиться к Медведеву с помощью открытого послания в интернете то, что Верховный суд РФ утвердил приговор, осуждающих обвиненных в поджоге на пожизненное заключение.
По словам Чекалина, на его письменные обращения к президенту через приемную, он получал отписки. Его заявление было переправлено в СКП РФ, откуда направилось в республику именно "тем должностным лицам, в отношении которых должны возбуждаться уголовные дела".
Он сообщил, что 3 сентября он вместе с правозащитными организациями и бывшим оперативником Евсеевым дал пресс-конференцию в независимом центре, где недавно прошла пресс-конференция с участием майора Дымовского.
"Евсеев, как бывший сотрудник МВД Республики Коми, так же как и я, заявил о фальсификации материалов уголовного дела. Он предоставил все документы, подтверждающие эти фальсификации. Мной было написано заявление о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в этих фальсификациях", - заявил в видеообращении Чекалин, повторив, что его заявление было переправлено в республику тем людям, в отношении которых он просил возбудить уголовные дела.
"О каком результате может идти речь? То что сейчас происходит, может остановить только президент нашей страны. Та закрытость правоохранительных органов и те корпоративные интересы, которые они преследуют, не позволяют действующим и бывшим сотрудникам высказывать свое мнение. То что происходит на местах и так понятно без обращений бывших и нынешних сотрудников милиции и те реформы, которые могут быть в милиции, должны быть системными и начинаться не снизу, а только сверху", - сказал Чекалин.
Он попросил не воспринимать его видообращение как простое следование примеру Дымовского или Евсеева. "Я просто понимаю, что это сейчас единственный способ донести информацию не только до Вас, но и до общественности, которой, как я вижу, не безразлично то, что происходит у нас в стране", - пояснил Чекалин.
"Я нахожусь в Москве. Я не могу находиться в республике Коми, поскольку там в отношении меня будут провокации. Я знаю, что в отношении меня сейчас будет возбуждено уголовное дело за якобы дачу мной ложных показаний в процессе по поджогу торгового центра "Пассаж". Я буду сам доказывать свою невиновность, но я хочу, чтобы к этому процессу было привлечено как можно больше внимания со стороны общественности", - заявил бывший прокурор.
Напомним, пожар в торговом центре "Пассаж" в Ухте произошел в 2005 году, в огне погибли 25 человек. 17 июня 2009 года Верховный суд Коми признал виновными в поджоге 21-летнего Антона Коростелева и 22-летнего Алексея Пулялина и приговорил их к пожизненному лишению свободы. В конце октября Верховный суд России рассмотрел кассационную жалобу осужденных и оставил обвинительный приговор в силе.
Сами Пулялин и Коростелев, ранее судимые, утверждали, что непричастны к преступлению. Их адвокаты отмечали, что никаких доказательств вины подсудимых нет, а предъявленные следствием улики - фикция. Бывший оперуполномоченный Евсеев приехал в Верховный суд, чтобы принять участие в заседании. "Я лично сомневаюсь, что поджог имел место", - заявил он журналистам. По словам Евсеева, за два часа до пожара на территории "Пассажа" проводились сварочные работы, и пожар мог вспыхнуть случайно.
Мог иметь место и поджог, но тогда к нему причастны совершенно другие люди, отмечает Евсеев. Пожар мог заказать некий частный предприниматель, владелец двух магазинов сотовой связи. Накануне в одном из магазинов провели обыск, заподозрив бизнесмена в торговле "серой" техникой, и он мог сжечь вторую точку возле "Пассажа", чтобы уничтожить улики, указал Евсеев. Верховный суд отклонил ходатайство защиты о допросе Евсеева в связи с тем, что он не давал показания в ходе процесса.
Между тем потерпевшие, чьи родственники погибли во время пожара, уверены в виновности осужденных. "Есть 16 независимых свидетелей, которые видели Пулялина и Коростелева рядом с "Пассажем" 11 июля 2005 года и опознали их", - отметила жительница Ухты Валентина Стражникова. Один свидетель, по ее словам, видел, как двое молодых людей выбегают из здания незадолго до пожара, еще одна женщина утверждает, что Пулялин и Коростелев перед пожаром находились возле "Пассажа" с большими сумками, из которых пахло горючим.
Также напомним, что на прошлой неделе на сайте YouTube появились два видеообращения майора милиции из Новороссийска Алексея Дымовского. По его словам, начальство для улучшения показателей работы заставляет милиционеров раскрывать несуществующие преступления. Дымовский также пожаловался, что руководство ГУВД относится к рядовым сотрудникам "как к скотам": не дает премий и больничных, заставляет работать по выходным. Он попросил личной встречи с премьер-министром Владимиром Путиным. Милиция Краснодарского края обвинила майора в клевете, он был уволен. В настоящее время жалобы Дымовского проверяет комиссия МВД.
Вскоре примеру Дымовского последовал бывший сотрудник ГИБДД Москвы Вадим Смирнов. Через интернет он сообщил, что начальство уволило его из личной неприязни после вступления в милицейский профсоюз. Смирнов обратился к новому начальнику ГУВД столицы Владимиру Колокольцеву с просьбой о помощи. После своего назначения Колокольцев обещал "сделать все возможное для наведения порядка" в правоохранительных органах Москвы.
На обращения бывших милиционеров Смирнова и Евсеева руководство МВД пока никак не отреагировало.