Россия не является демократическим государством европейского образца, и неясно, станет ли она таковым, предупредил в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу
 
 
 
Россия не является демократическим государством европейского образца, и неясно, станет ли она таковым, предупредил в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу
Архив NEWSru.com

Россия не является демократическим государством европейского образца, и неясно, станет ли она таковым, предупредил в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Однако, по его мнению, Владимир Путин хочет, чтобы Россия была государством с устоявшейся демократией. Баррозу похвально отозвался о личных качествах российского лидера и сказал, что ему "доставляют наслаждение и нравятся беседы с президентом Путиным", пишет The Independent (полный текст на сайте Inopressa.ru).

"Честно говоря, мне пока неясно, станет ли Россия подлинной демократией, такой, какой мы видим ее в ЕС. Это пока неясно", - заявил Жозе Мануэль Баррозу, добавив при этом, что он "уверен в жизнеспособности российского общества". Президент Еврокомиссии заявил: "То, что происходит в России, интересно. Однако многое зависит от руководства и политических расчетов - хороших или плохих".

Вместе с тем Баррозу, который будет присутствовать на саммите G8, уже провел восемь встреч с российским президентом и похвально отозвался о его личных качествах. "Мне доставляют наслаждение и нравятся беседы с президентом Путиным, - сказал он. - Это человек, который не просто читает сводки, лежащие перед ним, - он знает сводки, но любит развернуть дебаты, дискуссию. В личном отношении он очень мягкий человек, очень вежливый, очень нежный. Таким вижу его я. Конечно, это не значит, что мы всегда должны соглашаться по всем вопросам".

Баррозу указал, что Россия многое пережила за свою историю и слишком озабочена важностью своей силы на международной арене. "Я думаю, президент Путин - сильный лидер и очень привержен идее сильной России. Я не сомневаюсь, что он считает демократию лучшей из возможных политических моделей. По крайней мере, так говорит мне он. В то же время он хочет продемонстрировать своеобразие России. В России никогда не было полной демократии. Россия жила при царизме, затем при социалистической системе. Я полагаю, Путин хотел бы, чтобы Россия была современным государством с устоявшейся функционирующей демократией".

Идеал Европы, добавил Баррозу, это не "слабая Россия: мы хотим видеть Россию сильной, предсказуемой и стабильной". Тем не менее, президент Еврокомиссии не стал скрывать имеющиеся сложности с достижением соглашений с россиянами по вопросу нефтегазовых поставок. Москва отказалась открыть свою систему трубопроводов для иностранных операторов, и Баррозу отметил, что "российские власти с самого начала не были настроены на сотрудничество в этом вопросе". Хотя Россия подписала Энергетическую хартию, которая предполагает подобную либерализацию, этот документ до сих пор не ратифицирован.

В начале этого года глава "Газпрома" выступил с плохо завуалированными угрозами о перенаправлении коммерческой деятельности компании в Китай, если Европа откажется разрешить российским фирмам участвовать в европейском бизнесе снабжения западных потребителей.

"Мне кажется, что делать подобные очевидно дерзкие, но неразумные жесты и говорить: "Если вам это не нужно, я пойду к другому", не в интересах сколько-нибудь рационального партнера. Это не слишком разумно в долгосрочной перспективе", - подчеркнул Баррозу.

На вопрос о том, следует ли приветствовать желание российских энергетических фирм инвестировать в европейскую экономику, Баррозу ответил: "В ЕС приветствуются все предприятия, однако мы соблюдаем правила конкуренции. Если компания занимает доминирующую позицию как поставщик, это следует принимать во внимание".