"Новая газета" опубликовала первую часть расследования, посвященного внесудебным казням в Чечне. В распоряжении издания оказались документы чеченского МВД, свидетельствующие о том, что ряд погибших людей были задержаны сотрудниками правоохранительных органов В ночь с 17 на 18 декабря 2016 года в Чечне начались массовые задержания. Поводом к тому стали события 17 декабря, когда поздно вечером в центре Грозного полицейский патруль расстрелял мчащуюся на огромной скорости машину, сбившую сотрудника ДПС
 
 
 
"Новая газета" опубликовала первую часть расследования, посвященного внесудебным казням в Чечне. В распоряжении издания оказались документы чеченского МВД, свидетельствующие о том, что ряд погибших людей были задержаны сотрудниками правоохранительных органов
Новая газета
 
 
 
В ночь с 17 на 18 декабря 2016 года в Чечне начались массовые задержания. Поводом к тому стали события 17 декабря, когда поздно вечером в центре Грозного полицейский патруль расстрелял мчащуюся на огромной скорости машину, сбившую сотрудника ДПС
wolf 95 / YouTube

"Новая газета" опубликовала первую часть расследования, посвященного внесудебным казням в Чечне. В распоряжении издания оказались документы чеченского МВД, свидетельствующие о том, что ряд погибших людей были задержаны сотрудниками правоохранительных органов, хотя по официальной версии этого не происходило.

Так, в ночь на 26 января 2017 года были убиты 27 задержанных. Их схватили во время спецопераций, проводившихся после нападения на полицейских в Грозном 17 декабря (всего было задержано 67 человек). 27 задержанных доставили на территорию полка ППС имени Ахмата Кадырова. Затем все они были казнены: двух человек расстреляли, остальных задушили.

В апреле 2017 года "Новая газета" передала СК список из 30 убитых жителей Чечни. Следователи подтвердили гибель четырех человек. Двух человек они обнаружили живыми и предъявили их уполномоченному по правам человека при президенте Татьяне Москальковой. Но на самом деле это были родные братья убитых в январе 2017 года Мохмы Мускиева и Шамхана Юсупова - Умар Туркоев и Мансур Юсупов, которых вынудили пойти на обман.

Еще три человека из списка "Новой газеты" были задержаны, подвергнуты пыткам и погибли в результате организованной в Чечне в конце февраля 2017 года кампании против местного ЛГБТ-сообщества. В отношении остальных 18 человек летом и осенью 2017 года были возбуждены уголовные дела, и все они были объявлены в международный розыск по обвинению в участии в террористических формированиях на территории Сирии. В марте 2018 года СК вынес окончательный отказ в возбуждении уголовного дела по заявлению "Новой газеты" и больше не возвращался к этому вопросу.

Издание получило служебные документы чеченского МВД - таблицы с фото и персональными данными более чем 160 задержанных, а также сведения о результатах оперативно-разыскных мероприятий чеченских силовиков. В них издание нашло почти всех (26 человек), кто попал в список "Новой газеты". Задержанные были сфотографированы в нескольких местах на узнаваемом фоне: так, в полку имени Кадырова это была либо стена с характерным плинтусом, либо белый стеклопакет с перемычками, либо труба в котельной, к которой некоторые задержанные были пристегнуты наручниками.

Руководители соответствующих силовых подразделений республики отрицали, что участников списка "Новой газеты" вообще когда-либо задерживали сотрудники полиции. Однако, например, в выпуске новостей ЧГТРК "Грозный" от 11 января 2017 года был показан один из задержанных накануне жителей Чечни по имени Адам Дасаев. В новостном сюжете его допрашивает лично глава Чечни Рамзан Кадыров, рядом с ним в кадре - командир полка имени Кадырова Аслан Ирасханов. В таблице Адам Дасаев проходит под номером 31.

Также в списке "Новой газеты" фигурируют 12 жителей Чечни, которыми занимались сотрудники чеченского СОБРа "Терек". Их задержание связано с событиями 17 декабря 2016 года, когда поздно вечером в центре Грозного полицейский патруль расстрелял автомобиль, сбивший сотрудника ДПС. В машине находилось 6 человек. Трое, по официальным сообщениям МВД Чечни, были убиты в перестрелке. Еще трое - Мадина Шахбиева, Ислам Бергаев и Сахаб Юсупов - получили ранения, были задержаны и госпитализированы в Республиканскую клиническую больницу скорой медицинской помощи города Грозного.

Еще через два дня, 20 декабря, Бергаев и Юсупов, по официальной версии, скончались от полученных ранений. Однако они фигурируют в таблице МВД под номерами 80 и 81 в качестве задержанных сотрудниками СОБРа "Терек".

На фотографии в таблице у Бергаева, якобы скончавшегося от полученных ранений, отчетливо видны следы насилия - синяки под глазами и кровоподтек на губе. Но ни у него, ни у Юсупова на фотографиях не просматривается никаких признаков тяжелых огнестрельных ранений, а также "ушиба головного мозга тяжелой степени, субдуральной гематомы в теменной области справа, межполушарного кровоизлияния, ушибленно-рваной раны в области угла глаза и теменной области справа…". Хотя именно так описаны в материалах уголовного дела N 31 431 ранения и травмы, которые Бергаев и Юсупов якобы получили в перестрелке с сотрудниками ДПС 17 декабря 2016 года.

"Биологическая смерть" Бергаева и Юсупова от полученных ранений и травм 20 декабря 2016 года была констатирована врачами Республиканской клинической больницы скорой медицинской помощи г. Грозного. Так написано в посмертных судебно-медицинских экспертизах, проведенных сотрудником Республиканского Бюро СМЭ Минздрава ЧР А.Х. Абдулмежидовым . Судя по этим заключениям, сделанным почему-то лишь спустя 4 месяца после декабрьских событий, эксперт Абдулмежидов не видел Бергаева и Юсупова мертвыми. Данных о патолого-анатомическом исследовании в экспертизах также нет, то есть вскрытие трупов Бергаева и Юсупова не проводилось (что является грубейшим нарушением ФЗ N 323).

При этом оба экспертных заключения представляют собой один и тот же текст с совершенно одинаковым описанием огнестрельного ранения (в верхнюю треть левой голени) и других травм, якобы ставших причиной смерти и Бергаева, и Юсупова. Любопытно то, что в текстах обеих экспертиз повторяются идентичные опечатки. Из этих опечаток, присутствующих на 5-й и 6-й страницах обеих экспертиз в одних и тех же местах, совершенно очевидно, что медицинские документы, которые исследует эксперт Абдулмежидов, - это один и тот же эпикриз пациента женского (!) пола. Поэтому "Новая газета" полагает, что экспертизы Бергаева и Юсупова на самом деле могли быть сделаны на основе медицинской карты Мадины Шахбиевой.

20 декабря 2016 года "Исламское государство"* взяло на себя ответственность за нападение в Грозном: на его сайте была опубликована видеозапись, на которой 11 чеченцев приносят присягу лидеру террористов Абу Бакру аль-Багдади.

Изучив аналогичные видео, приписываемые ИГ*, журналисты обнаружили те, на которых некоторые участники списка "Новой газеты" сначала присягают, а потом в той же одежде и в тех же декорациях отрекаются от ИГ. Ролики имеют все признаки постановочного видео. Ролики были сняты для того, чтобы впоследствии объявить убитых людей террористами, полагает издание.

В дальнейшем газета планирует опубликовать показания экс-сотрудника полка имени Кадырова, который, по его словам, принимал непосредственное участие в контртеррористических операциях в декабре и январе 2017 года. Он задерживал людей, охранял их в "секретной тюрьме" и стал свидетелем казни по меньшей мере 13 из 27 человек, попавших в список "Новой газеты". Бывший полицейский согласился дать интервью и нотариально заверил свои показания для Следственного комитета России, не скрывая своего имени и должности. Для него это решение было делом принципа. Он просил только об одном - защитить семью, сам он был готов остаться в России, чтобы сотрудничать со следствием.

Однако Следственный комитет России ни разу не удовлетворил ни одного ходатайства о государственной защите даже непосредственных жертв чеченских силовиков. Поэтому журналисты вывезли свидетеля и его семью из РФ.


*"Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) - террористическая группировка, запрещенная в РФ.