15 июля заканчивается весенняя призывная компания в России Число новобранцев, призванных в Вооруженные силы РФ во время весеннего призыва, увеличится по сравнению с весной прошлого года более чем вдвое - до 305 тыс. человек
ВСЕ ФОТО
 
 
 
15 июля заканчивается весенняя призывная компания в России
Архив NEWSru.com
 
 
 
Число новобранцев, призванных в Вооруженные силы РФ во время весеннего призыва, увеличится по сравнению с весной прошлого года более чем вдвое - до 305 тыс. человек
Архив NEWSru.com
 
 
 
Военные объясняют необходимость такого набора переходом на одногодичный срок службы и новым обликом армии
Архив NEWSru.com
 
 
 
Правозащитники сообщают о рекордном числе нарушений во время призыва
Архив NEWSru.com

15 июля заканчивается весенняя призывная кампания в России. Число новобранцев, призванных в Вооруженные силы РФ во время весеннего призыва, увеличится по сравнению с весной прошлого года более чем вдвое - до 305 тыс. человек. Военные объясняют необходимость такого набора переходом на одногодичный срок службы и новым обликом армии. Правозащитники сообщают о рекордном числе нарушений во время призыва - призывались негодные по здоровью, проводились облавы на студентов, сообщает Радио Свобода.

На пресс-конференции в понедельник, посвященной нарушениям прав призывников, правозащитники рассказали о наиболее распространенных случаях нарушений прав молодых людей. Они отметили, что большая часть нарушений прав призывников происходит в военкоматах. Высоким остается, однако, и уровень дедовщины в частях - несмотря на сокращение срока службы. Теперь над призывниками издеваются контрактники.

- Негодность по здоровью надежнее отсрочек по учебе, но забирают даже калек
- Альтернативная служба становится реальным конкурентом военной, военкоматы ей препятствуют

По словам члена Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Сергея Кривенко, сотрудники военкоматов вместе с милицией хватали юношей не только на улицах, но и вламывались в квартиры, и даже устраивали облавы в студенческих городках. Молодых людей заковывали в наручники и отправляли на сборные пункты.

В Санкт-Петербурге, например, лишь настойчивое вмешательство родителей и правозащитников позволило вызволить пять студентов. А шестому не повезло, отстоять не смогли, и он отправился в часть. Вернется не раньше чем через год, пишет газета "Известия".

Правозащитники также отметили, что родителям по-прежнему, несмотря на обещания начальника Главного организационно-мобилизационного управления генштаба Минобороны Василия Смирнова, не сообщают о месте службы их детей. По данным Кривенко и Кузнецовой, подавляющее число призывников из Москвы и Московской области направлены служить на Северный Кавказ.

Сергей Кривенко видит две причины всплеска нарушений. Во-первых, количество новобранцев, которых Минобороны планировало поставить под ружье, этой весной увеличилось почти втрое. Так, весной 2008 года в армию было призвано 133 тыс. призывников, а в ходе осенней кампании прошлого года - около 219 тыс. Если молодежь и раньше бегала от армии, то теперь это стало и вовсе крайне трудной задачей, отмечает Кривенко.

Во-вторых, осенью произошла ротация военкомов. В Москве в этом году 27 из 32 начальников мобилизационных управлений пришли на эту должность впервые. "Такое ощущение, что они приехали из деревни, где не слышали ни о законах, ни о порядке", - заявил Сергей Кривенко в интервью Deutsche Welle.

Он отметил, что сейчас военкоматы перестали даже внешне пытаться создавать видимость законности. "Раньше они хотя бы оформляли документы грамотно, в суд ходили, а сейчас это все ушло и военкоматы действуют очень нагло и нарушают закон в открытую", - отметил правозащитник.

Негодность по здоровью надежнее отсрочек по учебе, но забирают даже калек

Как отмечают правозащитники, вернуть по закону из армии можно только негодного по здоровью. Даже если суд сочтет призыв студента незаконным, он все равно останется служить.

Как говорит Кривенко, военные ссылаются на закон "О воинской обязанности и военной службе". А там среди оснований для увольнения нет понятия "незаконный призыв", и, стало быть, уволить такого солдата невозможно.

"Единственная возможность для этих ребят вернуться к учебе - это доказать негодность к службе по состоянию здоровья", - утверждает член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в России Татьяна Кузнецова. Она вообще считает, что отсрочки для получения высшего образования в нынешних условиях - вещь не слишком надежная.

Она рекомендует родителям, несмотря на поступление сына в вуз, озаботиться обследованием. А вообще лучше этим заняться еще в школе. "Ходить на "приписку" в военкоматы мальчики должны не с учителями, а с родителями, ведь только они - законные представители несовершеннолетних", - напоминает Кузнецова. Но если уж студент все-таки попал в часть, и добиться справедливости не получается, то в качестве крайней меры правозащитники рекомендуют бежать из нее в военную прокуратуру и там пытаться добиться отправки на военно-врачебную комиссию, чтоб доказать негодность по здоровью.

Впрочем, и плохое состояние здоровья гарантий от призыва не дает. Правозащитники рассказывают, что военкоматы закрывают глаза на тяжелые диагнозы призывников. Служить отправляют и с эпилепсией, и с опасными кардиологическими заболеваниями. Сейчас они пытаются вернуть солдата, у которого не хватает пальцев на ноге.

Как сообщила Кузнецова, почти 80% призывников имеют те или иные ограничения по здоровью, а значит, все они призываются с нарушениями.

По ее словам, нарушения начинаются еще при постановке призывников на учет в 16 лет. Как правило, их вывозят на автобусах из школы, регистрируют в военкомате без медицинских справок и в отсутствие родителей, хотя по закону несовершеннолетние должны быть в таких ситуациях вместе с представителями.

То, что при постановке на учет не фиксируются болезни, сказывается потом при призыве. Врачи заявляют, что за два года заявленные болезни не могли развиться, и признают призывника годным, хотя у него, как правило, есть заболевание.

"Дошло до того, что призывают ребят с астмой, язвой, дерматитом, даже с овальным окном. Это по сути дырка в сердце", - цитирует ее Газета GZT.ru.

Альтернативная служба становится реальным конкурентом военной, военкоматы ей препятствуют

Кривенко также отметил, что альтернативная гражданская служба становится реальным конкурентом военной службе, и сотрудники военкоматов мешают ее распространению.

"Альтернативная гражданская служба не затухает, несмотря на заверения военных. Наоборот, мы говорим о том, что она состоялась. Более, чем пятилетнее развитие показывает, что наиболее одиозные моменты устранены. Около 80% ребят проходят такую службу по месту жительства, потому что физически не хватает общежитий. Заявлений на нее меньше не становится", - сказал Кривенко.

Он напомнил, что срок альтернативной гражданской службы был сокращен и сейчас составляет 1 год 9 месяцев. "Попасть альтернативную гражданскую службу довольно легко. Ничего доказывать не нужно. Основные проблемы связаны с количеством расплодившихся мифов, в основном, из-за выступлений сотрудников военкоматов", - считает Кривенко.

По его словам, сотрудники военкоматов стараются максимально не принимать у ребят заявления на альтернативную гражданскую службу. По закону, они должны принимать заявление в любом случае, даже если оно подано с нарушением срока. Потому что право решать, предоставить гражданину альтернативную гражданскую службу или нет, возложено на призывную комиссию. Сотрудники военкоматов должны принимать его в любом случае.