Сегодня будет рассмотрен иск о незаконности выборов вице-мэра Москвы
 
 
 
Сегодня будет рассмотрен иск о незаконности выборов вице-мэра Москвы
Архив NEWSru.com

Существование выборного поста вице-мэра в Москве не противоречит федеральному законодательству. Такое мнение высказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" представитель мэра Москвы адвокат Павел Астахов.

На 15 ноября назначено рассмотрение иска Генпрокуратуры РФ о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1, 2, 3 ст. 43 Устава г. Москвы, предусматривающих выборность вице-мэра.

Позиция Генпрокуратуры в данном вопросе "недостаточно мотивированная и несколько передернутая", считает адвокат.

Как отмечается в заявлении Павла Астахова, поступившем в редакцию NEWSru.com, "особенность данного заявления прокуратуры заключается в том, что она умышленно избегает ссылок на Конституцию РФ. "В этом случае Мосгорсуд мог отказать в рассмотрении данного вопроса и направить дело в Конституционный Суд РФ, где Генеральная прокуратура за последние несколько лет неоднократно терпела фиаско (стоит вспомнить отмену нескольких десятков статей и положений старого УПК РФ)", - заявляет адвокат.

Астахов признал, что в федеральном законе о формировании органов власти действительно "нет упоминания о вице-мэре субъекта федерации", однако "нет и запрета на формирование такого поста", а "Конституция 1993 года построена на принципе: что не запрещено - разрешено".

"Исходя из этой позиции, мы строим свою аргументацию, говоря, что существование выборного поста вице-мэра в Москве нисколько не противоречит федеральному законодательству, наоборот, в силу статьи 76 Конституции, которая позволяет субъекту федерации самостоятельно определять структуру власти в регионе, она дополняет, расширяет и развивает федеральный закон", - сказал адвокат.

При этом он подчеркнул, что эта правовая позиция подкреплена не только Конституцией РФ, но и практикой Европейского суда по правам человека. "Европейский суд неоднократно рассматривал дела, связанные с избирательными правами и свободами граждан, и они выработали четкое отношение к этим вопросам: как бы ни были представлены права избирателя, эти права не могут ущемляться. Раз однажды установили, что должность такого-то чиновника выбираемая, то уже нельзя отменить и вернуться к назначаемой должности, так как это будет ущемлением демократических прав и свобод граждан", - подчеркнул Астахов.

По мнению адвоката, несмотря на очевидную слабость правовой позиции Генпрокуратуры, она все же рассчитывает, как минимум, на отмену выборов вице-мэра Москвы. Поэтому столичные власти готовы в случае неудачи в Мосгорсуде обратиться в Верховный суд РФ, а также Европейский суд по правам человека.

"При рассмотрении данного дела необходимо учитывать и международный аспект. И хотя в настоящее время мы не ставим перед собой задачи вынесения вопроса на уровень Европейского суда по правам человека, стоит напомнить, что с момента присоединения к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Россия полностью признает практику этого международного судебного института, а российские суды обязаны учитывать его прецедентные решения, - полагает адвокат. - Отмена выборов вице-мэра Москвы неизбежно будет воспринята европейским сообществом как наступление на демократические права и свободы российских граждан".

Напомним, Администрация Президента РФ готовит ряд законопроектов, направленных на ограничение полномочий глав регионов, вплоть до их отстранения в определенных ситуациях. Специалисты считают, что в том, что Госдума их примет, нет сомнений. В результате президент получит возможность в определенных законом ситуациях непосредственно влиять на формирование исполнительной власти в субъектах федерации и даже лично отстранять избранных руководителей.

При этом, отмечают специалисты, место отстраненного губернатора, мэра, президента займет назначенный заместитель. Если же в регионе установлен свой собственный порядок формирования органов власти, включающий избрание второго высшего должностного лица √ вице-руководителя (как это происходит сегодня в десяти субъектах РФ), то отстранение его становится невозможным, поскольку подобная процедура не прописана в федеральном законодательстве.