Правоохранительные органы выявили за последние десять лет хищений имущества и вооружений на 350 миллиардов рублей, что гораздо больше одного военного бюджета страны последних лет. И это - только выявленная правоохранительными органами сумма , а еще примерно такая же канула в вечность, публикует сегодня статью на эту тему сайт газеты "Комсомольская правда".
Наиболее популярный вид солдатского воровства - боеприпасы и стрелковое оружие
Горсть патронов, стащенная на пункте боепитания во время стрельб, часто становится началом удачного промысла. Покупателей искать не надо √ у ворот части постоянно тусуются "братки" и охотно берут товар. Такса: один доллар - за десяток патронов к автомату, два доллара - за обойму к пистолету Макарова. Самые рисковые иногда тащат у сослуживцев автоматы и пистолеты. Здесь цены начинаются от 400 долларов. Итог: за год в армии пропадает от 300 до 500 стволов.
В Чечне за один "АКМ" покупатели дают и до 1000 долларов. Но был случай, когда два бойца за 100 рублей и старую магнитолу отдали чеченцу сворованный в полку противотанковый реактивный снаряд. Но больше всего у боевиков ценятся мины. Они идут в зависимости от веса от 500 до 1,5 тыс. долларов за штуку.
Процветает хищение драгоценных металлов
Еще один вид "бизнеса" - хищение драгоценных металлов, которые используются в электронных системах высокотехнологичного оружия. В гарнизоне подводников Видяево на Северном флоте матрос украл детали контрольных приборов управления работой ядерного реактора подлодки. Неся службу на вахте, он подобрал ключи к пульту управления реактором и буквально скрутил ему голову. 24 так называемых реохордов, изготовленных из очень дорогого палладиево-ванадиевого сплава, он сбыл своему же сослуживцу-контрактнику всего за 1000 рублей.
Реальный ущерб, не считая того, что управление реактором боевого корабля оказалось фактически парализованным, прокуратура оценила в 300 тысяч "деревянных". В Дальневосточном военном округе контрразведчики взяли банду, которая снимала с ракетных комплексов С-300 электронные платы, содержащие золото и платину. Ущерба от похищенного насчитали на 800 тысяч.
С каждого гарнизона "утекает" ежегодно от 10 до 15 миллионов рублей в год.
Воровство офицеров и прапорщиков приобретает более крупные масштабы
Воровство прапорщиков и офицеров - это по сравнению с солдатским и сержантским - что-то вроде "высшего дивизиона" по сравнению с "первой лигой". Здесь преимущество все же отдается более доходному товару. Например, "приватизации" табельных стволов - как сделали это два прапора из бурятского гарнизона "Сосновый бор". А кроме двух "Макаровых", прибрали триста патронов к ним да девять сотен - к "АКМ". В гарнизоне Мулино прапорщик успел чуть побольше: девять "АКС-74", восемь "ПМ". "Калашниковы" шли клиентам в разные регионы за 250 долларов.
Недавно завершено расследование уголовного дела о теракте в Каспийске 9 мая. Шестеро арестованных - военнослужащие из Буйнакска. Один старший офицер похитил со склада мину "МОН-50" , другой - из воинской части 63354 - продал ее убийцам. А группа офицеров в/ч 01704 Краснодарского края пыталась сбыть горячим кавказским покупателям аж 180 реактивных снарядов к системе "Град". За "смешную" сумму - два миллиона рублей.
"Комсомольская правда" сообщает, как работал бывший дальневосточный офицер-разведчик Юрий Николаев. Он переправлял в Китай оборудование самолетов Су-27. В результате один из авиаполков был лишен боеготовности. Полк расформировали.
Постарались и авиаторы подмосковной Кубинки - подполковник Владимир Сторожук и старший прапорщик Иван Толкачев. Они длительное время продавали налево авиационные блоки, запчасти к самолетам и боеприпасы. Контрразведчики взяли их в тот момент, когда они пытались сбыть за 250 тысяч долларов сверхсекретный антенно-локационный комплекс от Су-27 и опознаватель "свой - чужой". В летной части гарнизона Малино шайка офицеров широко торговала авиационными двигателями, оборудованием, ракетами "воздух - воздух". Годовой доход "конторы" составлял 500 миллионов долларов.
Бывший начальник финансовой службы Федерального дорожно-строительного управления полковник Студенников работал с госбюджтом. Но уголовное дело в отношении него было прекращено по очень уважительной причине. Он "чистосердечно" раскаялся и добровольно возместил ущерб в 20 161 067 976 неденоминированных рублей. В том числе ювелирными изделиями на сумму 2,8 миллиона долларов. И военным имуществом - 50 тысяч защитных комплектов.
Как воруют генералы
Если бы в Книге рекордов Гиннесса был раздел "Генеральское воровство", то Россия тут по всем позициям была бы на первых местах, пишет "Комсомольская правда" .
За десять минувших лет к уголовной ответственности у нас привлекались почти 100 генералов и адмиралов, более 60 из них отделались лишь мелким испугом - штрафы, строгие выговоры, смещения с должностей, увольнения на пенсию, более 20 были осуждены, но только 5 попали на нары - остальных амнистировали. Еще 20 генералов в данный момент продолжают давать показания следователям. И хотя им грозят сроки от 3 до 10 лет, пожалуй, лишь троим-четверым придется сушить сухари - оставшихся опять наверняка спасет амнистия.
Рекорд по масштабам воровских махинаций пока принадлежит бывшему начальнику Главного управления военного бюджета и финансирования МО генерал-полковнику Георгию Олейнику - 450 миллионов долларов. Его обвинили в том, что он незаконно перевел эту сумму на Украину. И хотя генерал доказывал суду, что такое решение он принял по указанию зам. главы Минфина России, к нему не прислушались и отправили по этапу. 51 миллион долларов сумела увести из военного бюджета группа генералов МО, проделав многоходовую комбинацию с ценными бумагами.
На флоте тоже не отстают. Бывший начальник вспомогательного флота ВМФ контр-адмирал Юрий Кличугин, например, в свое время втихаря продал норвежцам за 21 миллион долларов универсальный корабль-док "Анадырь". Теперь отставному флотоводцу грозит 10 лет тюрьмы.
Бывший командующий Северным флотом адмирал Олег Ерофеев пытался поправить материальное положение на другой ниве - он "допускал злоупотребления в финансовой и жилищно-строительной сфере", за что и был привлечен к уголовной ответственности. Прокуратура подсчитала, что ущерб от его преступной деятельности составил 65 миллионов рублей. И хотя месячная зарплата адмирала была чуть больше 12 тыс. рублей, он без особого труда возместил шестьдесят с половиной миллионов, а уголовное дело в отношении него было прекращено - по амнистии.
Генерал-майор Сизов - заместитель командующего войсками ЗабВО по строительству и расквартированию занимался злоупотреблениями при заключении договоров подряда и оплаты выполненных работ, а также в распределении жилья. Следователи установили, что материальный ущерб от его преступной деятельности (с учетом инфляции) потянул на 588 с половиной миллионов рублей. Чтобы честно заработать такую сумму, генералу надо было служить Родине лет 300. Но он неведомо как изыскал из "внутренних резервов" инкриминируемую ему сумму, и его тоже отпустили из суда с миром, но с должности сняли.
По данным "Комсомольской правды", в период "золотого" для генералов и адмиралов десятилетия (1992 - 2002 гг.) Главная военная прокуратура "спустила на тормозах" десятка полтора уголовных дел. Ничем не закончились имевшие громкую перспективу уголовные дела о незаконной покупке за 150 тыс. немецких марок "Мерседеса" для министра обороны Павла Грачева.
Ничем не закончилось расследование преступной продажи в Англию крупной партии секретной бронетехники, а в США - новейшего зенитно-ракетного комплекса С-300. Легким испугом для генералов окончилось и уголовное дело о продаже в Армению боевой техники и боеприпасов на 1 млрд. долларов - следователь ГВП по приказу "сверху" был отстранен от дальнейшего разматывания аферы.
Неизвестны итоги уголовного дела, касающегося причастности бывшего командования Группы российских войск в Закавказье к продаже бронетехники и боеприпасов грузинским вооруженным формированиям. В океанских глубинах "утонули" и результаты расследования генеральско-адмиральского уголовного дела о продаже за границу двух российских авианосцев.
За минувшие десять лет следователи ГВП сумели предотвратить столько генеральских воровских махинаций с боевой техникой, имуществом, финансами, что все это в сумме достигает больше 2 млрд. долларов. Только в одном случае - попытка по дешевке продать партию "бывших в употреблении" самолетов - следователи спасли государство от урона в 140 млн. долларов.