В Кабардино-Балкарии специалисты республиканской судмедэкспертизы приступили к опознанию тел погибших 13 октября в Нальчике Всего поступило 125 тел, в том числе 32 сотрудников силовых структур, 9 гражданских лиц, а также 85 предполагаемых боевиков
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Кабардино-Балкарии специалисты республиканской судмедэкспертизы приступили к опознанию тел погибших 13 октября в Нальчике
НТВ
 
 
 
Всего поступило 125 тел, в том числе 32 сотрудников силовых структур, 9 гражданских лиц, а также 85 предполагаемых боевиков
Вести
 
 
 
Неясно, все ли из поступивших на опознание тел предполагаемых боевиков, действительно, принадлежали террористам.
НТВ

В Кабардино-Балкарии специалисты республиканской судмедэкспертизы приступили к опознанию тел погибших в Нальчике 13 октября. Всего поступило 125 тел, в том числе 85 предполагаемых боевиков.

Среди убитых также - 35 сотрудников силовых структур (СПИСОК) и 7 опознанных гражданских лиц. Отметим, что главный судмедэксперт республиканского бюро Азрет Мечукаев не исключил, что эти цифры еще будут варьироваться.

Пресс-секретарь президента Кабардино-Балкарии Джамиля Хагарова отметила, что всего во время событий в Нальчике погибли 9 мирных жителей. Ранее сообщалось о 12 погибших гражданских, отмечает РИА "Новости". "Трое военнослужащих были в гражданской одежде. Поэтому их сначала приняли за обычных жителей", - сказала Хагарова.

Но все ли поступившие судмедэкспертам на опознание тела, действительно, принадлежат террористам - неясно. По официальным данным руководства силовых структур Кабардино-Балкарии, в результате операции в Нальчике уничтожено 92 боевика. По сообщениям властей, 70-80 % боевиков - это молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, жители Кабардино-Балкарии. Минобороны РФ считает, что нападение на Нальчик было просто проверкой новобранцев боем, поэтому среди убитых так много молодых людей.

Но родственники погибших заявляют, что их близких "записали в террористы", так как убили их по ошибке, и под этим предлогом отказываются выдавать для независимой экспертизы и последующего захоронения.

- "Террористов" расстреливали в затылок. Кто был без документов стали "террористами"
- Cиловики хотели, чтобы отражение атаки было более зрелищным
Чеченцы, опасаясь облав, покидают Кабардино-Балкарию
- В Нальчике "лесные братья" объединились с городскими
- Тела убитых могут не выдать родственникам
-Die Welt: боевики и военные действуют рука об руку

Как заявил представитель прокуратуры на встрече с родственниками, по закону, тела обвиненных в терроризме не выдаются. Однако, по его словам, среди убитых есть люди, не причастные к нападению на город. Отметим, официальные власти ссылаются на закон РФ о борьбе с терроризмом, согласно которому тела террористов родственникам не выдаются, а подлежат захоронению на территории субъекта, где они были уничтожены, и об этом месте знает только ограниченный круг лиц из правоохранительных органов.

Возле здания Дома правительства Кабардино-Балкарии в понедельник собрались около 30 женщин. А накануне около 100 жителей Нальчика провели митинг у здания прокуратуры Кабардино-Балкарии с тем же требованием. Митингующие заявляли, что среди тел якобы боевиков на самом деле немало погибших мирных жителей. Представитель прокуратуры в ответ сказал, что тела не будут выданы, а родственники смогут лишь участвовать в опознании.

Всех, кто попал в морг без документов, записывали в "террористы", надевая на руку желтую повязку

Требование митингующих с формальной точки зрения неправомерно. По закону трупы боевиков родственникам не выдают, их хоронят под инвентарными номерами на тюремных кладбищах. Но одно дело закон, а другое - обычаи. На Кавказе не могут понять, как это возможно, чтобы тебе не отдали труп твоего родственника, хоть бандита, террориста, за которого семье, возможно, стыдно, но родственника.

Как подчеркивают "Известия", по мусульманским обычаям умершего нужно похоронить так скоро, как это только возможно. Желательно в день смерти, до захода солнца.

Однако после событий в Нальчике трупы убитых террористов лежали на городских улицах два дня как вещественный итог успешной силовой операции. Во дворе неподалеку от проспекта Ленина двое молодых людей, покуривая, словно на экскурсии в анатомическом театре, останавливаются у накрытого до подбородка какой-то тряпицей тела.

"Смотри, Тамик лежит, мы с ним на параллельных курсах учились, - говорит один другому, - привет, Тамик". У Тамика в затылке дырка. У всех убитых террористов в затылке дырка. По свидетельству очевидцев, некоторые из террористов пытались сдаться, шли с поднятыми руками. Потом у всех у них оказались в затылке дырки.

Грузовик стал собирать трупы и развозить по моргам только в пятницу вечером. Большинство тел террористов свезли в городской морг в микрорайоне Дубки. В субботу морг был оцеплен милицией. На расстоянии нескольких сотен метров от морга стоят большими кругами мужчины - родственники погибших.

Среди убитых - Вадим Жекамухов. Его судьба является показательной. Ему было немного за двадцать, по профессии - водитель, проживал в поселке Кенже в ближнем пригороде. Утром в день нападения он, едва услышав выстрелы, полетел на машине за ребенком в детский сад около 1-го ОВД, где попал под обстрел и погиб.

Как рассказала ИА Regnum жена убитого 21-летняя Ася Жекамухова, ее муж, Вадим Жекамухов, 13 октября в 11 часов дня услышал о том, что в городе идет перестрелка, и поехал забирать племянника из детского сада. В тот день он не вернулся домой, а 14 октября отец обнаружил его лежащим в районе дома культуры в юго-западной части Нальчика. Жена Жекамухова утверждает, что Вадим не считал себя приверженцем ислама, никогда не совершал намаз и ненавидел ваххабитов.

В морге при нем не нашли документов. "Это естественно. Кто, спасая ребенка, думает о документах", - говорят его родные и односельчане. Но это недопустимо для спецслужб. Всех, кто попал в морг без документов, записывают в террористы, на руку надевают желтую повязку.

Друг убитого 25-летнего Вадима Жекамухова рассказал "МК", что родным и близким не отдают тело парня, поскольку он объявлен боевиком. "Вадим ехал за своим ребенком, он хотел забрать его из детского садика. Детсад находится как раз рядом с райотделом милиции, у которого шла перестрелка. Вадима расстреляли по ошибке, потом подбросили ему в машину гранаты и сфотографировали рядом с автоматом. А он даже намаз не делал, у него на пальце золотое обручальное кольцо, а ваххабиты не носят золото", - говорит друг Вадима.

Милиционеры засунули ему за пояс пистолет, в руку вложили гранату, а рядом положили автомат. Все это было заснято и показано родственникам как доказательство его принадлежности к моджахедам. Тело для захоронения не выдают до сих пор.

И таких случаев десятки. Так, отец Анзора Астемирова, который разыскивался как один из идеологов ваххабитского подполья Кабардино-Балкарии и, по официальным данным, был убит 13 октября, Эльдар Астемиров сообщил, что не нашел тела своего сына 16 октября во время опознания.

Большинство боевиков были местными жителями - молодыми людьми в возрасте от 18 до 30 лет

Как сообщает сайт "Ингушетия.ру", большинство боевиков, напавших на столицу Кабардино-Балкарии, были местными жителями. Напомним, местные жители опознали в одном из убитых учителя физкультуры местной школы Заура Афова.

"Процентов девяносто убитых и захваченных в плен боевиков, напавших на Нальчик, были местные жители, большей частью кабардинцы, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" офицер одного из спецподразделений Минобороны, участвовавший в боестолкновениях в столице Кабардино-Балкарии.

По его словам, убитых им опознавать помогали местные милиционеры. Они сами удивлялись, говорили, что нормальные ребята были, многие - студенты. У всех на левом рукаве были оранжевые повязки. Кроме того, 70-80 % боевиков - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет.

"Мы с первых минут завязавшегося боестолкновения поняли, что с нами воюют не профи, а просто прошедшие небольшую огневую и тактическую подготовку пацаны. Это видно было, по тому, как они стреляли, как организовывали налет на райотделы милиции, магазин", - сказал он.

"В то же время у них были и схемы зданий райотделов, других административных зданий города. Нападение было прекрасно подготовлено, организовано, но выполнено плохо, - подчеркнул источник. - Если бы нападали те, кто с нами сейчас в горах Чечни воюет, а не молодые отморозки, то пришлось бы отбивать здания гораздо сложнее. И потерь было бы на порядок больше".

Офицер одного из спецподразделений Минобороны говорит также, что в нападении на город принимало участие не менее 400 человек. "Там были группы прикрытия, люди, управляющие боем и снабжающие по рациям информацией нападавших о действиях спецподразделений", - рассказывает офицер.

Все было продумано до мелочей - вооружение, связь, управление подразделениями. На вооружении были автоматы Калашникова калибра 5,45 мм с подствольниками, ручные гранатометы, гранаты, ручные пулеметы, большой боезапас. "Были ликвидированы снайпер с импортной снайперской винтовкой и нескольких огнеметчиков со "Шмелями". То есть ребята готовились серьезно. Практика только подкачала", - добавил он.

По словам источника, он лично видел, что несколько боевиков, бросив оружие, убежали и растворились в толпе зевак, наблюдающих за штурмом. "Я уверен, что большинство просто вернулись домой, к маме и папе, когда поняли, что дело проиграно, - говорит он. - Хотя вполне возможно, что ушли они и по приказу, до следующего раза".

Офицер Минобороны: целью нападения на Нальчик была проверка новобранцев боем

Офицер одного из спецподразделений Минобороны также считает, что целью нападения на Нальчик был не захват оружейных комнат райотделов милиции, УФСБ и Управления исполнения наказаний, а "проверка боем новобранцев". "Об этом говорит все - и тщательно подготовленная, спланированная атака, выбор объектов для нападения, молодость и неопытность нападающих. Выжившие прошли проверку боем, а их командование получило полные разведданные, как силовики будут действовать в подобной ситуации. Теперь боевики могут спокойно планировать новое нападение в любом городе Северного Кавказа", - подчеркнул офицер одного из спецподразделений Минобороны.

По словам источника, высшее руководство российских спецслужб располагало оперативной информацией о готовящемся нападении на столицу Кабардино-Балкарии. "Я не вхожу в так называемую тревожную или "горячую" группу, но наш личный состав, имеющий опыт освобождения заложников из зданий, был предупрежден еще 11 октября вечером о том, что необходимо находится в готовности в любом месте - на работе, дома, в гостях. Такое бывает крайне редко, обычно "горячая группа" ждет приказа, а мы решаем свои задачи, - подчеркнул источник.

С утра 12 октября в Кабардино-Балкарии были усилены посты ГИБДД. Совместно с сотрудниками управления ГИБДД МВД республики начали нести службу инспекторы дорожно-патрульных служб других регионов Южного федерального округа. Кроме того, был усилен контроль за парковкой автотранспортных средств вблизи жилых домов, школ, больниц, детских садов.

"Маршруты патрулирования максимально приближены к объектам массового пребывания людей и объектам жизнеобеспечения. Проводится тщательный досмотр транспортных средств, водителей и пассажиров на стационарных постах ДПС и на маршрутах патрулирования", - сообщила в среду инспектор по связям с общественностью УГИБДД МВД Кабардино-Балкарии Ольга Ткаченко.