В Республиканской клинической больнице Нальчика скончались двое раненых во время нападения боевиков 13 октября. Таким образом, число жертв среди гражданского населения, по официальным данным, возросло с девяти до 11 человек.
"Один человек скончался сегодня утром, еще один умер вчера вечером. Оба они умерли в реанимации", - сообщил во вторник РИА "Новости" по телефону представитель Минздрава Кабардино-Балкарии.
Кроме того, скончался раненый в перестрелке боевик, находившийся в той же больнице, сообщили "Интерфаксу" в медучреждении. По данным собеседника агентства, тела умерших гражданских лиц отданы родственникам, а тело боевика доставлено в городской морг для проведения судебно-медицинской экспертизы.
В Минздраве республики отметили, что теперь в больницах города не осталось тяжело раненых пострадавших. По данным на 17:00 по московскому времени, в первой и второй городских больницах и в Республиканской клинической больнице находились 44 раненых, сообщили РИА "Новости" в Минздраве КБР. "Подавляющее большинство из них находятся в состоянии средней тяжести. Есть незначительное количество с легкими ранениями. Один раненый поступил сегодня", - рассказал представитель Минздрава республики.
В наcтоящее время в Нальчике все еще продолжается милицейская спецоперация в микрорайоне Искож, которая началась сегодня ранним утром. По свидетельству очевидцев, на которых ссылается "Интерфакс", в микрорайоне Искож спецподразделениями и бронетехникой оцеплен один из пятиэтажных жилых домов. По непроверенным данным, там могут находиться боевики. Источник в правоохранительных органах сообщил, что в ходе спецмероприятий уже задержаны два боевика. Позднее источник сообщил, что двое боевиков, обнаруженных утром в юго-западном районе Нальчика, отступили в сторону совхоза Кенже. "В настоящее время в лесном массиве в окрестностях селения Кенже проводится спецоперация по нейтрализации боевиков", - сказал он.
Между тем число погибших в Нальчике может быть занижено во много раз. Местная журналистка из Кабардино-Балкарии Фатима Тисова, работающая на AP, заявила, что "в моргах больше нет мест". Власти отказываются выдать тела родственникам для погребения, утверждая, что почти все убитые являются боевиками.
Глава Духовного правления мусульман Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев считает, что официальные данные о количестве погибших сильно занижены. "Мой сосед был в заложниках в 3-м отделении милиции. Он говорит, что почти всех заложников сразу же расстреляли. Были среди нападавших и люди в гражданской одежде, которые, спрятав оружие под одеждой, пробирались в толпу и открывали огонь", - рассказал "Версии" мусульманский лидер.
"Пострадавшие стали поступать к нам в промежуток с полдесятого утра до полудня. Сначала их привозили мирные жители, потом доставляла "скорая помощь". Сразу привезли два трупа погибших в перестрелке - одна женщина и один милиционер", - свидетельствует главный врач городской больницы N1 Насан Шугушев.
В эту больницу 13 октября поступили 19 человек - все в сознании: 12 из них - сотрудники правоохранительных органов, 7 - мирные жители, детей среди них не было. У всех разные ранения - в основном осколочные и огнестрельные. Четверо мужчин находятся в реанимации. У них тяжелые ранения: задеты жизненно важные органы. Их родственники сейчас на улице ждут. Других пострадавших отвезли во 2-ю и республиканскую больницы.
"Во время нападения на Нальчик был ранен в голову мой отец Мусса, - рассказывает Пшихачев. - Он четыре дня не выходил из дома, так как у него было очень высокое давление, и вот, когда полегчало, поехал вместе с матерью в город. Зашли в магазин в самом центре города, напротив 2-го ОВД - там, где как раз самые ожесточённые бои шли. Когда вышли, шальная пуля ранила отца в голову".
"Я и сам видел всю бойню. В тот день у меня были занятия в Исламском институте при Духовном управлении Кабардино-Балкарии, он находится в центре города. Вдруг слышу выстрелы, взрыв", - рассказывает Пшихачев. Один из моих учеников из Белой Речки поинтересовался: "А вы что, не в курсе? Там у нас обложили банду боевиков, я сам еле добрался до института. Видимо, их сообщники".
Начали выводить студентов. Ни одного милиционера не было видно, даже не позвонили и не спросили, нужна ли помощь. Несколько охотничьих ружей раздали преподавателям. "Мы были уверены, что рано или поздно боевики попытаются ворваться к нам", - говорит он.
Потом муфтий поехал в мечеть. Никто не пришел на помощь и людям в мечети. "Доехать не смог - прямо перед капотом был такой плотный огонь, что пришлось остановиться. Два снайпера в девятиэтажках засели и вели огонь по всему, что движется. По самой мечети боевики, к счастью, не стреляли", - продолжает Пшихачев.
Охранник детского сада N44 Нальчика рассказывает, что о случившемся в детсаде узнали через полчаса. "Быстро эвакуировали всех детей, расселив их по близлежащим домам. Потом родители забрали их всех домой... Слышал, как стреляли вчера недалеко от детсада. Также перестрелка была рядом со школой N5: 2-й отдел милиции прижал там ваххабитов. А когда начали стрелять, все подумали, что школу захватили", - говорит он.
По его словам, бандиты подъехали к магазину, в котором хранилось оружие, на тракторе "Беларусь", вырвали решётку и забрали оружие, а свой арсенал складировали за городом на неработающем заводе железобетонных изделий, расположенном между Нальчиком и посёлком Хеджеб - там нашли целый арсенал оружия и взрывчатки.
"Рядом с нашей школой не стреляли - она находится на периферии, - рассказывает заместитель директора школы N1 Нальчика Анзор Апшев. - Бои были в центре города. Перестрелка началась в девять часов утра, и мы сразу же закрыли школу. Уроки шли в обычном режиме. Дети ничего не знали - мы старались их не посвящать".
Родственники боевиков снова пикетируют здание правительства Кабардино-Балкарии
Матери погибших боевиков во вторник снова собрались возле Дома правительства в Нальчике. Они требуют выдать им тела сыновей для захоронения.
Напомним, что вчера, 17 октября, родственники погибших боевиков, которые 13 октября напали на силовые ведомства Кабардино-Балкарии, также собрались возле прокуратуры КБР. Они подписали письмо прокурору Кабардино-Балкарии Юрию Кетову с просьбой выдать им тела на захоронение. Письмо передали дежурному прокурору, однако, ответа на него не последовало. Они также передали письмо президенту Кабардино-Балкарии Канокову. Как сообщает сайт "Кавказский узел", выступая по местному телевидению, президент сказал, что возможно тела некоторых "заблудших" боевиков, которых использовали как пушечное мясо, будут выданы родственникам, чтобы "жестокость не порождала жесткость".
У морга Нальчика уже пятый день стоят родственники погибших людей, в основном женщины. Они требуют выдать тела своих близких и родных. "Мы сейчас составляем списки пропавших без вести. Люди приезжают, называют фамилии тех, кого потеряли, - говорит Артур. Уже человек 40 за сегодняшний день набралось", - добавляет он.
К самому моргу никого не подпускают. Метрах в ста от входа, на дороге, стоят около десяти военнослужащих. "Приказ у нас, - объясняют солдаты. - Пускаем только по одному или по двое - на опознание". Сейчас в морге лежат около 90 трупов. Убитых сотрудников правоохранительных органов вывозят сразу же, а гражданских пока держат здесь. Следователи проверяют их.
"У меня сына застрелили - Вадима Жекамухова. Слышали, наверное, - рассказывает Валерий. - В тот день я, как услышал про эти военные действия, попросил его пойти за племянницей в садик, что напротив 1-го ОВД. Подъехав к нему, он даже не успел выйти из машины, как получил 6 пуль в спину. Всего 27 лет ему было. Только что опознали его".
В этот момент возвращается женщина, плачет сильно и кричит что-то на кабардинском языке. Она опознала своего сына, который оказался между двух огней. "Скорее всего, в ваххабиты запишут, - говорит один из стоящих в толпе мужчин. - У них там мало трупов боевиков, вот и причисляют к ним простых мирных жителей. Они даже раненых не жалеют. Добивают в своем ОВД".
На вопрос, откуда он знает, что добивают, он предположил, что боевики почти все убежали. "А им же нельзя этого признавать, вот и выдумали количество боевиков - 92. Теперь подгоняют число убитых под это цифру", - сказал он.
"Единственное, что мы можем сказать, - заявил следователь Юрий Панченко, - так это то, что все будет делаться по закону, согласно которому тела террористов не выдают родственникам, а хоронят на территории субъекта Федерации, где террористы были уничтожены. А родственники могут лишь участвовать в опознании".
Правоохранительные органы продолжают поиски террористов
Первыми в списке разыскиваемых боевиков стоят имена Артура Мукожева по прозвищу Муса и Анзора Астемирова, которых власти уже назвали организаторами атаки на Нальчик.
Родственники Артура Мукожева живут в доме на самой окраине Нальчика. Отец Артура Хабал не видел сына уже больше года, с середины октября. "Он даже не звонит мне. Боится. У нас ведь дома телефон прослушивается. А я все время переживаю - где он сейчас и что с ним? Жив ли вообще, даже не знаю", - рассказал он "Новым известиям".
"У него трое несовершеннолетних детей, - рассказывает жена Мукожева, Асият. - Эти двое и еще старший - он сейчас на учебе. Я сама не здесь живу, в другом районе. Мы с ним уже три года в разводе. А сейчас я помогаю в месяц Рамадан его отцу".
Она искренне считает, что никакого ваххабитского кабардино-балкарского движения не существует, что все придумано спецслужбами, чтобы можно было законно заниматься антимусульманскими репрессиями. "Тех, кто им не понравится, называют ваххабитом и издеваются над ним", - говорит она.
В Кабардино-Балкарии ненавидят мусульман, утверждает она. "Однажды одну молодую девушку в платке, которая вышла из дома в магазин за хлебом, похитили местные милиционеры. Она сама рассказывала, что ее увезли к себе в отдел, избили и отправили домой. А ведь она еще и беременная была", - рассказывает Асият.
Она рассказала, что ее муж, Муса, сначала был имамом местной мечети. Вскоре его назначили амиром. У него была своя группа - несколько десятков человек, которые всегда были с ним - истинных мусульман. "И это нападение на Госнаркоконтроль в 2004 году, которое на него "повесили", я уверена, совершили другие. Он не мог такое сделать. Как не смог бы сделать такое злодеяние и наш друг Анзор Астемиров (правоохранительные органы называют его вторым организатором нападения на Нальчик. - Прим. ред.)".
"До пенсии я работал в МВД, - говорит отец Мукожева Хабал. - Частенько даже милиционеры приезжали сюда и просили о сотрудничестве с Мусой. Говорили, будем вместе разыскивать ваххабитов. Но мой сын не верит им. Боится, что в один прекрасный день его могут убить. Узнают от него всю информацию о его друзьях и поймают всех. Потом повесят ярлыки ваххабитов и посадят в тюрьму, а кого-то и вовсе убить могут".
"Только вряд ли он сюда приедет в ближайшее время. Говорят, в четверг (20 октября) будет продолжение войны", - говорит отец Мукожева.
Глава Духовного управления мусульман Анас Пшихачев рассказал, что лично видел предводителя боевиков Астемирова всего один раз в 1998 году. Потом он уехал учиться в Саудовскую Аравию, а через три года вернулся якобы воевать в Чечне. Но на войну по непонятным причинам не пошёл, а начал создавать свой джамаат в Кабардино-Балкарии, утверждает лидер мусульман КБР.
Сейчас считают, что Астемиров входил в джамаат "Ярмук", созданный Русланом Гелаевым. Однако Пшихачев это отрицает. "Могу со стопроцентной уверенностью заявить, что это не так. Более того, между Астемировым и "Ярмуком" было столько разногласий, что чуть ли не до перестрелок доходило", - говорит он.
Астемиров и его товарищи Руслан Нахушев и Муса Мукожев пытались создать альтернативу Духовного управления мусульман (ДУМ КБР). По словам Пшихачева, при этом они активно вооружались, о чём было прекрасно известно и силовикам, однако никаких действий те не предпринимали.
Более того, Астемирову почти удалось зарегистрировать свою организацию в Минюсте. После нападения на Госнаркоконтроль в прошлом году многие от Астемирова отвернулись, так как стало понятно, чем именно он планирует заниматься. Но в его банде есть абсолютно зомбированные люди, которым уже ничего не объяснишь.
"Я абсолютно уверен, что "Ярмук" к нынешнему нападению не имеет никакого отношения. Я узнал в двух убитых на улице боевиках последователей Астемирова. Кто в его банде, знал не только я - у МВД есть полный список членов джамаата КБР. Сейчас по нему проводят адресные задержания. Более того, когда в прошлом году в Баксан приезжал Шамиль Басаев, именно Астемиров с дружками обеспечили ему тёплый приём. Если простые люди об этом знают, то как об этом могли не знать спецслужбы? А если знали, в чём я убеждён, то почему ничего не предпринимали?" - вопрошает он.