Глава ФСБ России Александр Бортников вчера доложил президенту о предотвращении крупного теракта в Москве и поимке четырех северокавказских боевиков Хотя других громких заявлений о предотвращении крупных терактов в последнее время не звучало, задержания предполагаемых террористов активно идут с весны
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Глава ФСБ России Александр Бортников вчера доложил президенту о предотвращении крупного теракта в Москве и поимке четырех северокавказских боевиков
Вести
 
 
 
Хотя других громких заявлений о предотвращении крупных терактов в последнее время не звучало, задержания предполагаемых террористов активно идут с весны
НТВ
 
 
 
Одними силовыми методами порядок не навести, поскольку преступления имеют не только "сугубо криминальную окраску, но и идеологическую"
Вести
 
 
 
А если говорить конкретно про поимку четырех последних террористов, то она произошла раньше, чем был схвачен Двораковский
Вести

Глава ФСБ России Александр Бортников накануне доложил президенту о предотвращении крупного теракта в Москве и поимке четырех северокавказских боевиков, которые его готовили. Группа поистине "интернациональная" - Мурад Эдильбиев из Чечни, Ислам Хамжуев из Кабардино-Балкарии, Мурад Умаев из Ингушетии и Фярид Невлютов из Мордовии. Решением суда все арестованы до 6 сентября.

СМИ отмечают, что, хотя других громких заявлений о предотвращении крупных терактов в последнее время не звучало, задержания предполагаемых террористов активно идут с весны. Они предполагают, что у этих удач есть "связующее звено" - какой-то информатор, чьи сведения помогли силовикам. В прессе уже выдвинули предположение, кто это может быть, но пока это выглядит не очень убедительно.

Источники, близкие к правоохранительным органам, рассказали "Коммерсанту", что четверо боевиков отправились в Москву по приказу, который мог исходить от людей из ближайшего окружения лидера запрещенного "Имарата Кавказ" Доку Умарова. По их сведениям, террористов "сдал" один из своих - ранее схваченный активист этого сепаратистского подполья.

Участниками подполья эти четверо стали, наслушавшись проповедей идеолога террористического подполья Саида Бурятского (Александра Тихомирова), который в прошлом году был уничтожен в Ингушетии, говорят источники газеты.

Об идеологической составляющей дела сказал накануне и Дмитрий Медведев. По его словам, одними силовыми методами порядок не навести, поскольку преступления имеют не только "сугубо криминальную окраску, но и идеологическую". Он поручил директору ФСБ вместе с главами регионов усилить работу с гражданами, опираясь прежде всего на мусульманское духовенство.

Помочь силовикам мог "русский ваххабит", полагает газета. Но версия сомнительна

В свою очередь "Московский комсомолец" предположил, что предотвращение теракта может быть связано с недавним задержанием "русского ваххабита" Виктора Двораковского. Издание пишет, что якобы уже на следующий день он стал давать показания и сдавать своих подельников, которые могли оказаться и среди задержанных с весны преступников.

Однако логика этих рассуждений непонятна. Дело в том, что Двораковский при задержании получил огнестрельное ранение, поскольку пытался отбиться от полицейских, а также нанес сам себе тяжелые увечья, когда самодельная бомба, которую он собирался метнуть, взорвалась у него в руках. Власти Железноводска, в больницу которого его пришлось поместить под усиленной охраной, сообщали, что он в коме, а состояние его организма близко к тяжелому.

В минувшее воскресенье начальник оперативно-разыскной части Главного управления МВД России по Ставропольскому краю Игорь Мельников заявил, что Двораковский все еще в коме и никаких показаний давать не может. А в понедельник "Комсомольская правда" сообщила, что состояние Двораковского улучшилось, хотя остается стабильно тяжелым. Следственные действия с задержанным пока не проводятся, уточнила она. Поэтому информация "МК" о том, что его уже вовсю допрашивают, выглядит как минимум необоснованно.

Но особенно смущает, что показания Двораковского якобы помогли предотвратить теракт в Москве. Как силовикам могло помочь то, что он "начал сдавать своих подельников, которые могли оказаться и среди задержанных весной преступников", вообще неясно. А если говорить конкретно про поимку четырех последних террористов, то она произошла раньше, чем был схвачен Двораковский. "Русского ваххабита" задержали в ночь на 14 июля, а террористов арестовали еще неделей раньше.

Источники: Двораковский - всего лишь взрывник-недоучка, боевики его прогнали

Кроме того, согласно сведениям, добытым "Комсомольской правдой", 24-летний Виктор Двораковский - далеко не столь значимая фигура в северокавказском подполье, как это пытаются представить СМИ.

В топы новостей приверженец радикального ислама попал после собственной оплошности - мастерил дома бомбу и по неопытности положил ее сушиться на батарею. От перегрева она сдетонировала. Сам же взрывник-недоучка после этого подался в бега, напоминает газета.

С марта, когда его объявили в федеральный розыск, каких только диверсий ему не приписывали - вплоть до теракта в метро Минска. Все из-за того, что Двораковский, как предполагают, был дружен с Виталием Раздобудько и Марией Хорошевой - смертниками, которые устроили взрывы в дагестанском Губдене.

Источник в правоохранительных структурах МВД Ставропольского края, где поймали Двораковского, подтвердил, что тот входил в одну из северокавказских экстремистских групп. Но, по данным источника, после того, как он "засветился" с подрывом бомбы на батарее, боевики изгнали его из своих рядов, и он стал одиночкой.

Спецслужбы также не подтверждают появившуюся ранее информацию о том, будто, прячась от федерального розыска, он успел подготовить 20 смертников. "Да какой из Двораковского лидер! Повести за собой людей он просто не способен", - заявил газете представитель силовых структур.

Жители поселка Иноземцево, где "русский ваххабит" был пойман с 700 граммами тротила, тоже считают, что значимость Двораковского сильно завышают. "Люди говорят у нас, что он обычный наркоман и будто бы сдали такие же его дружки, хотели получить вознаграждение. Да и кого он, неумеха-наркоман, мог подготовить?" - сказал военный пенсионер, житель одного из домов, возле которых произошло задержание.