Министерство транспорта РФ не исключает, что к катастрофе самолета Як-42 под Ярославлем с хоккейной командой "Локомотив" на борту могли привести эргономические просчеты в размещении систем управления в кабине. Об этом сообщил журналистам в четверг замминистра транспорта РФ Валерий Окулов.
Замглавы транспортного ведомства призвал СМИ не делать поспешных выводов о причинах трагедии, так как расследование еще продолжается. Окулов отметил, что если подтвердится доказанная летными экспериментами версия о том, что пилот на взлете нажимал на педаль тормоза, одновременно оттягивая на себя штурвал и пытаясь поднять самолет, то это свидетельствует о "конструктивных недостатках в эргономике кабины", передает "Интерфакс".
Замминистра подчеркнул, что подобных случаев с самолетами в России еще не было. Як-42 упал при взлете с аэродрома "Туношна" под Ярославлем днем 7 сентября. На борту находились 45 человек - 37 пассажиров, в том числе основной состав команды "Локомотив", и восемь членов экипажа. Выжил только бортинженер Александр Сизов.
Выдвигались разные версии причин трагедии, но в ходе расследования специалисты пришли к выводу, что основной следует признать падение из-за загадочной "дополнительной силы торможения", которая не дала самолету возможности набрать нужную для взлета скорость. Чтобы определить причины возникновения этой силы, МАК решил провести серию летных экспериментов с привлечением специалистов летно-испытательного института имени Громова. Летчики-испытатели на аэродроме в подмосковном Жуковском совершили несколько полетов, имитирующих роковой взлет Як-42, и подтвердили, что, вероятно, самолет рухнул на землю из-за того, что один из пилотов по непонятной причине давил на педаль тормоза.
Как было установлено при помощи динамометра, пока руль высоты находился в штатном для взлета положении в 5-6 градусов, усилия от пилота требовались минимальные - всего в несколько килограммов. Однако из данных бортовых самописцев разбившегося Як-42 следует, что руль высоты во время разгона был отклонен сначала до 10 градусов, а перед отрывом от земли - до 13 градусов. Чтобы удержать руль высоты в таком положении, пилоту, сидевшему в левом кресле командира, пришлось приложить усилие в 64 кг - при этом он вынужден был с силой давить на тормоза.
Почему пилот давил на тормоз, до сих пор непонятно. Ранее в интервью газете "Московский комсомолец" авиаэксперт Александр Акименков предположил, что причиной парадоксальных действий пилота могла стать конструктивная особенность педали тормоза. По словам Акименкова, она состоит как бы из двух частей. Если нажимать только на нижнюю половину, самолет начинает двигаться вправо или влево - так летчики маневрируют. Если же нажимать целиком, то подключаются правый или левый тормоз. Такая непродуманная конструкция педалей имеется не только на Як-42, но и, например, на Ан-12 или истребителе Су-27.
Между тем эксперты сомневаются в том, что в катастрофе Як-42 виноват экипаж, по их мнению, причину надо искать в технических неполадках. Как заявил источник агентству "Прайм", летные испытания подтверждают лишь то, что самолет не может взлететь при торможении, но что стало истинной причиной катастрофы, эксперименты не установили.
Летчик-испытатель Андрей Гусев также заявил газете "Известия", что установить, тормозил пилот или нет, достоверно невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 не стоит. По его мнению, тормозить могла сама гидросистема, возможно, из-за какого-то скрытого дефекта.
Другой летчик-испытатель Владимир Герасимов также считает, что причиной авиакатастрофы могли стать технические неполадки. По его словам, нарушения в работе гидросистемы заподозрили сразу после того, как в интернет попали фотографии с места гибели самолета. На снимках видно, что у колес была разрушена пневматика.
По мнению старшего научного сотрудника петербургского Института проблем машиноведения РАН, кандидат физико-математических наук Виктора Кулагина, самолет мог упасть из-за редкого и малоизученного явления - срыва компрессора двигателя, возникающего из-за стечения обстоятельств природного характера.