Мировая общественность продолжает следить за громким расследованием масштабной схемы вывода денег из России, которую СМИ уже назвали "глобальной прачечной". По информации словенского издания Delo, в этой схеме участвовала местная строительная компания "Омния Архинг", являющаяся подрядчиком госзаказов в Чечне.
Чеченская компания "Сити-Строй", которая, как подчеркивает издание, связана с главой республики Рамзаном Кадыровым, пригласила "Омнию" поучаствовать в тендере на постройку кирпичного завода в Грозном. Как отмечают журналисты, со словенской фирмой лично связывался глава строительной компании "Росслав" Гела Валиев.
За постройку завода "Омния" получила 5,2 миллиона евро, которые прошли через офшорные компании Ronida Invest LLP и Drayscott Overseas LLP. Эти фирмы ранее упоминались в отчетах Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP). Деньги обналичивались со счетов в словенском банке NLB.
По данным словенского издания, Кадырову понравилось работа "Омнии" по строительству завода и он наградил почетной грамотой машиниста бульдозера "Сити-Строя", а также владельца "Омнии" Штефана Шкеча. При этом сам Шкеч ранее подчеркивал, что не знал о существовании офшорных компаний, через которые оплачивались строительные работы в Грозном.
Проект завода курировал Хасмагомед Хизриев, занимавший на тот момент должность министра строительства Чечни. Словенские журналисты отмечают, что Хизриев, который входит в окружение главы региона, как и Кадыров, родом из Центороя.
Хизриев и его братья, по информации Delo, связаны с компаниями, зарегистрированными по одному адресу с фирмой GS Group. До 2012 года эта фирма принадлежала Шкечу и Валиеву. При этом адрес компаний Хизриевых и GS Group совпадает с адресом благотворительного фонда имени Ахмата Кадырова.
"Глобальная прачечная" - крупнейшая в истории Восточной Европы преступная схема по отмыванию денег, в которую входили подставные британские компании, российские банкиры и суды в Молдавии. Эту схему использовали российские преступники, чтобы отмыть более 20 миллиардов долларов.
Россияне переводили свои средства в зарубежные банки, после чего деньги уходили в офшоры. Тем не менее часть денег была потрачена в Великобритании на предметы роскоши: бриллианты, меха, швейцарские часы, частные рок-концерты. "Глобальную прачечную" также использовали и для оплаты обучения в престижных школах Англии. Как подчеркивают в Великобритании, эта преступная схема функционировала вплоть до 2015 года.
В расследовании механизма вывода из России почти 700 миллиардов рублей по "молдавской схеме" принимали участие Центр по исследованию коррупции и организованной преступности, газеты The Guardian, Süddeutsche Zeitung, "Новая газета" и другие. Ранее, 20 марта, они назвали несколько предполагаемых бенефициаров отмывания рекордной для Восточной Европы суммы.
Хотя главной пострадавшей страной в этой истории была и остается Россия, на уровне правоохранительных органов РФ расследование этой масштабной схемы ведется вяло. Более того: на прошлой неделе власти Молдавии обвинили российские спецслужбы в сознательном противодействии в расследовании этого дела и давлении на молдавских чиновников.
При этом молдавское руководство связывает такое поведение российских спецслужб не с политикой Кремля, а с желанием отдельных представителей ФСБ воспрепятствовать расследованию дела об отмывании 20 миллиардов долларов. Утверждается, что часть денег, выведенных по "молдавской схеме", получили компании, связанные с Алексеем Крапивиным. Бизнесмен являлся одним из крупнейших подрядчиков РЖД. Офшоры предпринимателя получили около 8,4 миллиарда рублей.
Менее одного миллиарда рублей поступило на счета компаний, связанных с владельцем группы "Ланит" Георгием Генсом. Еще один офшор, распорядителем по счетам которого был совладелец IT-холдинга "Марвел" Сергей Гирдин, получил 2,9 миллиарда рублей.