Юрист Сергей Магнитский, скончавшийся на прошлой неделе в больнице московского СИЗО "Матросская тишина", стал жертвой собственной веры в российское правосудие
 
 
 
Юрист Сергей Магнитский, скончавшийся на прошлой неделе в больнице московского СИЗО "Матросская тишина", стал жертвой собственной веры в российское правосудие
gdb.rferl.org

Юрист Сергей Магнитский, скончавшийся на прошлой неделе в больнице московского СИЗО "Матросская тишина", стал жертвой собственной веры в российское правосудие, полагает швейцарская газета Le Temps. Магнитский поплатился за то, что выступил против гигантской коррупционной схемы, организованной при участии высших эшелонов российской власти, пишет издание.

37-летний Магнитский был единственным арестованным по делу инвестиционного фонда Hermitage Capital, который власти обвиняли в уклонении от налогов. По версии следствия, юрист обманул государство на 500 млн рублей, включив в декларации двух дочерних организаций заведомо ложные сведения о наличии в их штате 50% инвалидов. В следственном изоляторе Магнитский провел около года, а 16 ноября неожиданно скончался в больнице "Матросской тишины".

По мнению Le Temps, Магнитского держали в чудовищных условиях и отказывали ему в медицинских условиях из-за того, что он защищал английского инвестора Уильяма Браудера. В 1996 году Браудер создал фонд Hermitage Capital Management, к 2005 году обладавший крупнейшим западным инвестиционным портфелем в России. Компания открыто критиковала коррупцию в РФ, за что и пострадала, цитирует статью InoPressa.

13 ноября 2005 года Браудеру было отказано во въезде на территорию России, а затем его внесли в черный список лиц, "представляющих угрозу для национальной безопасности". На Давосском форуме 2007 года Браудер жаловался на случившееся вице-премьеру Дмитрию Медведеву, но это не помогло. Вскоре в офис Hermitage нагрянули представители МВД и изъяли документы. Затем с помощью изъятых и сфальсифицированных бумаг три компании группы перешли под российский контроль.

В то же время фонд Hermitage и его юристов обвинили в уклонении от уплаты налогов. Трое адвокатов покинули страну, но Сергей Магнитский верил, что можно изменить систему изнутри. Он оказался в тюрьме, где у него, по собственным словам, обнаружили камни в почках, но не давали лечиться. В МВД сразу после смерти Магнитского сообщили, что жалоб от юриста на состояние здоровье в уголовном деле нет. При обследовании у Магнитского обнаружили панкреатит, утверждает его адвокат, но в свидетельстве о смерти написано, что он скончался от сердечной недостаточности.

"Международное сообщество должно потребовать проведения полного, непредвзятого и независимого расследования, - сказал в связи со смертью своего коллеги директор Международной ассоциации юристов Марк Эллис. - Российское правосудие переживает очень мрачный период. Пусть же эта смерть послужит катализатором перемен перед лицом серьезной и распространенной проблемы".

Глава Hermitage Уильям Браудер ранее заявил, что "Сергея Магнитского держали и убили как заложника". "Россия - преступное государство, и мы не оставим ее в покое, пока виновные не будут осуждены", - пообещал он. Смерть юриста прокомментировала и министр юстиции Германии Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер: она заявила, что "шокирована", и тоже потребовала провести расследование.

Президент РФ Дмитрий Медведев накануне встречался с правозащитниками, которые, в частности, напомнили ему о смерти Магнитского. "Скоропостижная смерть в СИЗО - это почти как профессиональная болезнь российских предпринимателей", - отметила председатель совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова. Однако глава государства от конкретного разговора на эту тему ушел. Он заявил лишь, что нельзя разделять преступления на более и менее резонансные, все они одинаково плохи.