Генеральная прокуратура России направила в Швецию материалы для экстрадиции 29-летнего Магомеда Успаева В распоряжение шведских коллег российская прокуратура предоставила фото- и видеоматериалы, а также свидетельские показания, доказывающие причастность задержанного к похищению фотокорреспондента ИТАР-ТАСС Владимира Яцины
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Генеральная прокуратура России направила в Швецию материалы для экстрадиции 29-летнего Магомеда Успаева
Архив NEWSru.com
 
 
 
В распоряжение шведских коллег российская прокуратура предоставила фото- и видеоматериалы, а также свидетельские показания, доказывающие причастность задержанного к похищению фотокорреспондента ИТАР-ТАСС Владимира Яцины
Explan.Ru
 
 
 
Шведские коллеги просили подтвердить подлинность выданных на имя этого человека документов в Чечне
Архив NEWSru.com

Генеральная прокуратура России направила в Швецию материалы для экстрадиции 29-летнего Магомеда Успаева. Он обвиняется в причастности к похищению и убийству в Чечне фотокорреспондента ИТАР-ТАСС Владимира Яцины.

Как пишет Газета GZT.ru, c минувшего вторника по решению окружного суда Гетеборга Успаев находится под арестом. "Ранее Генеральной прокуратурой по дипломатическим каналам и через Национальное центральное бюро Интерпола в России был направлен шведской стороне запрос о выдаче Успаева в целях привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 324 (незаконное приобретение официальных документов), 327 (использование заведомо подложных документов) и 126 УК РФ (похищение человека из корыстных побуждений с применением оружия группой лиц)", - пояснил представитель Генпрокуратуры.

В распоряжение шведских коллег российская прокуратура предоставила фото- и видеоматериалы, а также свидетельские показания, доказывающие причастность задержанного к похищению фотокорреспондента ИТАР-ТАСС Владимира Яцины.

Установить местонахождение находившегося с 1999 года в международном розыске Магомеда Успаева удалось во многом случайно, рассказал "Коммерсанту" заместитель прокурора Чечни Андрей Чебушев. "Летом этого года к нам пришел запрос из Швеции на некоего Магу Захиева, - сказал господин Чебушев. - Он был задержан местными властями в Гетеборге за какой-то незначительный хулиганский проступок. Шведские коллеги просили подтвердить подлинность выданных на имя этого человека документов в Чечне. К запросу прилагалась фотография этого хулигана".

При проверке по милицейской базе данных оказалось, что на фамилию Захиев документы не выдавались. Зато у оперативников оказалась точная копия той фотографии, которая была получена из Швеции. Правда, по данным чеченских оперативников, на этой фотографии был не Мага Захиев, как следовало из шведских документов, а Магомед Успаев, который разыскивался по подозрению в причастности к похищению фотожурналиста ИТАР-ТАСС Владимира Яцины.

"У нас была информация и о том, что Успаев скрывается под другим именем, поэтому наряду с причастностью к похищению человека он обвиняется и за использование фальшивых документов", - сообщили в чеченской прокуратуре. Материалы официального опознания Магомеда Успаева чеченская прокуратура отправила в Генпрокуратуру РФ, а та, в свою очередь, через российский Интерпол направила в Швецию запрос об экстрадиции подозреваемого в Россию. "Представленные нами материалы не оставляют никакого сомнения в виновности Успаева, и он будет выдан", - уверены в чеченской прокуратуре.

В конце июня 1999 года Владимир Яцина согласился на предложение знакомой канадской журналистки съездить в Чечню, чтобы сделать интервью с кем-либо из чеченских полевых командиров. Иностранка познакомила Владимира с 22-летним Магомедом Успаевым, который, по ее заверениям, мог организовать поездку по мятежной республике. Фотокорреспондент взял несколько дней отпуска и вылетел в Назрань, откуда вместе с Успаевым планировал направиться к боевикам. Сразу по прилете его усадили в машину и увезли в неизвестном направлении.

Через месяц в Москву жене журналиста Светлане позвонили и сообщили, что за освобождение мужа нужно заплатить 2 млн долларов. После этого коллегам Владимира по ИТАР-ТАСС звонили различные посредники, предлагавшие содействие в освобождении журналиста. В ноябре 1999 года Владимиру разрешили позвонить из плена домой. Вскоре стало известно, что с момента похищения и до ноября Яцина вместе с другими заложниками содержался в Урус-Мартане у братьев Ахмадовых, известных громкими похищениями заложников, а также зверскими расправами над ними. Ими же, в частности, были захвачены сотрудницы Международного экологического центра Польской академии наук Ева Мархвинская-Вирвал и Зофия Фишер-Малановская, которые, кстати, видели в плену Яцину.

В декабре 1999 года, накануне взятия Урус-Мартана федералами, бандиты перевели заложников в Аргунское ущелье. Погиб же Владимир Яцина 20 февраля 2000 года. По показаниям нескольких бывших пленников, боевики решили перевести около десятка из них в горы Шатойского района. Владимир к этому времени сильно ослаб и в дороге отставал от общей группы. В полутора километрах от селения Малые Варанды с ним остался один из конвоиров. Через сутки заложников вели обратно по тому же маршруту, и они на снегу видели тело Владимира Яцины.

Позже представители ФСБ заявили, что известны личности людей, причастных к похищению журналиста. Одним из них, как выяснилось, был Успаев. По поддельным документам Успаев в 2002 году уехал в Швецию, где через два года получил вид на жительство.

Адвокат задержанного Ричард Бакенрот заявил, что его подзащитный не имел отношения к похищению Владимира Яцины. Сам арестованный утверждает, власти России его якобы преследуют из-за того, что он является двоюродным братом бывшего президента Ичкерии Аслана Масхадова. В то же время члены семьи бывшего лидера Ичкерии говорят, что родственника с такой фамилией у него не было. "Я поинтересовался у вдовы Аслана Масхадова Кусамы об этом человеке, и она заявила, что уверена на 99%, что такого брата у ее мужа не было", - сообщил "Коммерсанту" человек из близкого окружения семьи Масхадовых.

Дело Магомеда Успаева будет рассматриваться в соответствии с законом от 1957 года, регулирующим вопросы экстрадиции между Швецией и Россией. Формально им занимается международная прокуратура в Гетеборге, однако она делает это по поручению генпрокурора страны. На основании результатов рассмотрения дела в гетеборгском суде генпрокурор примет решение. Оно, в свою очередь, должно быть рассмотрено Верховным судом, а окончательное решение будет принимать правительство Швеции.