Делегация Госдумы намекнет Ирану на необходимость "включить систему торможения"
 
 
 
Делегация Госдумы намекнет Ирану на необходимость "включить систему торможения"
RTV International

Делегация российских парламентариев во главе с вице-спикером Госдумы Юрием Волковым обсудит со своими иранскими коллегами ядерную проблематику и весь комплекс двусторонних отношений. На понедельник запланирована встреча делегации Госдумы с представителями иранского меджлиса (парламента), сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на посольство РФ в Тегеране.

А во вторник российские законодатели будут приняты председателем парламента Исламской Республики Голямали Хаддадом Аделем и посетят исследовательский центр по переработке урана в городе Исфахане.

Перед отлетом в Тегеран Юрий Волков заявил, что "предстоящий визит думской делегации - это протянутая рука дружбы". Вместе с тем он призван еще раз подать сигнал иранскому руководству включить систему торможения в так называемом "ядерном диалоге".

Накануне завершились переговоры главы Росатома Сергея Кириенко с иранским руководством. На пресс-конференции по итогам визита он сообщил, что Россия и Иран достигли принципиального соглашения о создании совместного предприятия по обогащению урана на территории России.

Переговоры между Москвой и Тегераном тянутся с ноября 2005 года, а времени осталось очень мало. Всего через неделю в Вене состоится заседание совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (СУ МАГАТЭ), где может быть принято решение передать иранское досье на рассмотрение Совбеза ООН. Запад подозревает Тегеран в намерении создать ядерное оружие, и разговор на эту тему в стенах СБ ООН грозит введением против Ирана международных санкций, пишет в понедельник газета "Время новостей".

Кириенко был сдержан в оценках. По его словам, у Москвы и Тегерана "почти не осталось организационных, технических или финансовых проблем по созданию СП". Однако Кириенко подчеркнул, что "предложение по созданию совместного предприятия является лишь элементом комплекса подходов к обеспечению безопасности". От Ирана требуется не только согласие на обогащение урана на российской территории, но и возвращение к мораторию на работы по обогащению урана. Но об этом в Тегеране предпочитают не говорить.

Заместитель директора департамента информации и печати МИД России Алексей Сазонов отметил, что "вопрос создания СП принят иранцами и подходит в принципе к завершению". Впрочем, иранцы потеряли бы репутацию тонких и искушенных дипломатов, если бы сразу расставили все точки над i. Окончательного ответа они пока так и не дали.

Белый дом счел преждевременным комментировать тегеранские договоренности Сергея Кириенко. "Слишком рано что-либо говорить", - заявил советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли. "В любых таких договоренностях дьявол скрывается в деталях, и мы должны посмотреть, что из этого выйдет", - сказал он.

Financial Times: западные дипломаты скептически относятся к договоренностям Ирана и России

Западные дипломаты говорят, что возможная российско-иранская сделка носит технический характер и в любом случае не может решить ключевой вопрос относительно того, откажется ли Иран от сомнительных ядерных разработок, как того требуют международные агентства. Об этом в понедельник пишет Financial Times (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Заявление Тегерана прозвучало за несколько дней до намеченного заседания Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), наблюдательного органа ООН. На заседании должен быть составлен отчет о ядерной деятельности Ирана, который впоследствии будет направлен в Совет Безопасности ООН.

Россия стала инициатором международных попыток достичь соглашения до того, как проблема будет рассматриваться в обстановке конфронтации в Совете Безопасности. Однако до сих пор Москве не удалось совершить перелом, тогда как дипломаты США и Европы все громче заявляют, что Иран наращивает попытки создать военный ядерный потенциал. Тегеран настаивает, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.

Европейские дипломаты полагают, что любая договоренность между Россией и Ираном может носить только технический и второстепенный характер, пока Иран не отзовется на призыв МАГАТЭ ввести мораторий на обогащение урана на своей территории. "Ключевой вопрос для международного сообщества в том, согласится ли Иран на требование совета МАГАТЭ, – сказала пресс-секретарь министерства иностранных дел Великобритании. – Пока что ничто на это не указывает".

Совет управляющих МАГАТЭ, где представлены 35 стран, будет обсуждать ядерную программу Ирана на заседании, которое начнется 6 марта. После этого отчет о деятельности Ирана, подписанный главой агентства Мухаммедом аль-Барадеи, будет направлен в СБ ООН.