Тверской суд столицы заочно арестовал директора еврейской библиотеки, удерживающей у себя книги из коллекции Шнеерсона
 
 
 
Тверской суд столицы заочно арестовал директора еврейской библиотеки, удерживающей у себя книги из коллекции Шнеерсона
mos-gorsud.ru

Тверской суд столицы заочно арестовал директора библиотеки "Агудас Хасидей Хабад" Шолома Дов-Бер Левина, который, по версии следствия, незаконно удерживает у себя семь книг из библиотеки Шнеерсона, принадлежащие РГБ. Защита библиографа заявила, что его арест незаконен, поскольку Левина вовремя не уведомили о рассмотрении ходатайства следствия, однако суд не посчитал этот довод убедительным, пишет "Коммерсант".

Обвиняемый, директор библиотеки "Агудас Хасидей Хабад" Шолом Дов-Бер Левин проживает в США, поэтому мера пресечения выносилась заочно. Как стало известно из зачитанных в суде документов, 71-летний уроженец Парижа, ныне житель Нью-Йорка Левин обвиняется в "невозвращении на территорию Российской Федерации культурных ценностей"(ст. 190 УК РФ). Ему грозит до 8 лет лишения свободы.

Речь идет о семи книгах из библиотеки Шнеерсона: большая часть этой коллекции древнееврейских книг и рукописей, собранных любавичским раввином Йосефом Ицхаком Шнеерсоном, находится в фондах Ленинки, другая - за границей. В 1993 году советник вице-президента США Леон Фуерт и министр культуры РФ Евгений Сидоров заключили соглашение, согласно которому РГБ передала библиотеке Конгресса США семь книг из библиотеки Шнеерсона (их стоимость составляет от $150 до $7 тыс. за книгу) в рамках так называемого международного библиотечного абонемента. В США книги были переданы библиотеке "Агудас Хасидей Хабад" и через некоторое время должны были вернуться в Россию, однако этого не произошло до сих пор. В 2013 году УВД по ЦАО Москвы возбудило уголовное дело в отношении "неустановленного лица", которое затем было передано в ГСУ. Тем временем столичный арбитраж предписал вернуть книги в РФ.

Настаивая на аресте Левина, представитель ГСУ сообщил, что тому уже предъявлено заочное обвинение, в мае этого года он был объявлен в федеральный розыск, а в августе - в международный. Следователь отметил, что Левин является "активным участником преступления", а его причастность к невозврату культурных ценностей подтверждается в том числе и показаниями свидетелей, в число которых главный раввин России Берл Лазар и раввин московской синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган. Представитель ГСУ подчеркнул, что библиограф скрывается от следствия, в Москве не имеет постоянного места жительства, а оставаясь на свободе, может оказать давление на свидетелей или уничтожить улики по делу.

В свою очередь, защита Левина настаивала на том, что для избрания библиографу столько строгой меры пресечения нет никаких оснований. По утверждению адвокатов, следствие не представило доказательств того, что Левин был должным образом извещен о предстоящем судебном заседании, а стало быть, говорить о том, что он скрывается, нельзя. Другие доводы следствия в пользу ареста защита также назвала не подтвержденными какими-либо доказательствами. Поэтому адвокаты просили отклонить ходатайство полицейского ГСУ. Однако суд в итоге решил поддержать следствие и заочно арестовал Левина на два месяца с момента его задержания или экстрадиции в Россию.