Украинские журналисты разыскали своего соотечественника, который воевал в Ливии, командовал подразделением войск Муаммара Каддафи, а перед самым отъездом был тяжело ранен в плечо В конце августа министерство иностранных дел Украины опровергло информацию об участии украинских военных в боевых действиях в Ливии
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Украинские журналисты разыскали своего соотечественника, который воевал в Ливии, командовал подразделением войск Муаммара Каддафи, а перед самым отъездом был тяжело ранен в плечо
Global Look Press
 
 
 
В конце августа министерство иностранных дел Украины опровергло информацию об участии украинских военных в боевых действиях в Ливии
Global Look Press
 
 
 
После месяца более-менее спокойной службы - база, где служил Владимир, защищала покой Триполи - наступил настоящий ад
Global Look Press

Украинские журналисты разыскали своего соотечественника, который воевал в Ливии, командовал подразделением войск Муаммара Каддафи, а перед самым отъездом был тяжело ранен в плечо. Он приехал домой из охваченной беспорядками страны всего месяц назад.

Разрешения на публикацию своего фото наемник не дал. Даже его жена и дочь понятия не имеют, чем на самом деле он занимался в Триполи, - они считают, что работал по контракту - водителем на фирме по продаже подержанных автомобилей.

Американское аналитическое издание STRATFOR со ссылкой на дипломатические источники в регионе сообщило, что украинцы пилотировали ливийские МИГи, обстреливая протестующих, еще в феврале. Тогда в украинском посольстве в Ливии это опровергали. В конце августа Министерство иностранных дел Украины опровергло информацию об участии украинских военных в боевых действиях в Ливии. В сентябре МИД Украины подтвердил задержание в Ливии 23 украинцев, заявив, что все они - гражданские специалисты.

Теперь, в интервью газете "Комсомольская правда в Украине", 39-летний Владимир Ляхович (так он попросил себя называть) признается, что украинские наемники действительно работали там снайперами, некоторые были убиты, а некоторые попали в руки повстанцев.

В середине февраля этого года он приехал в Одессу, узнав, что наемников для Каддафи вербует некая фирма в этом городе. Небольшая контора в центре города набирала в арабские страны специалистов-технарей. Требовались нефтяники, инженеры, водители, а также, как выяснилось, снайперы, командующие военными подразделениями, солдаты, умеющие обращаться со сложным оружием. Главное условие: хорошее здоровье и служба в армии.

"Молодая девушка вынесла мне контракт на двух листочках, сказала, что буду я работать шофером в фирме по продаже авто. Вылет назначен на первые числа марта, но не в Триполи, а в соседний Судан. По этому контракту мне обещали 4 тысячи долларов в месяц", - продолжил Владимир.

Он вспомнил, что вместе с ним вылетели пятеро молодых парней, один из Донецка, остальные из Николаевской и Одесской областей. Никаких виз на границе не ставили, наемников ввозили нелегально.

У ливийцев на вооружении оказались хорошо знакомые Ляховичу автоматы Калашникова, советские зенитки, пушки, реактивные системы залпового огня "Град". С тяжелой - танки Т-72 и Т-62, боевые машины пехоты БМП-1, бронетранспортеры БТР-60, боевые разведывательные машины БРДМ-2, самоходные арт-инсталляции 2С1 "Гвоздика" и 2С3 "Акация".

Арабы, по словам украинских наемников, воевать не любят и не умеют. Поэтому на Ближнем Востоке особенно большой спрос на иностранцев.

Наемника определили командовать взводом пехоты, в котором оказалось около 30 человек в основном из соседних с Ливией африканских государств, а также два парня из Сербии, один из Молдовы. "Другие ребята, прилетевшие из Украины, пошли в снайперы, один в пилоты", - рассказал Владимир журналистам.

Поставили боевые задачи. "Сразу же повысили "зарплату" - 10 тысяч долларов в месяц. Пообещали, если станет совсем "жарко", - 1500 долларов в день", - признался мужчина.

После месяца более-менее спокойной службы - база, где служил Владимир, защищала покой Триполи - наступил настоящий ад. В марте командование ливийских войск решило перебросить взвод Владимира в Мисурату. Войска Каддафи на тот момент уже трижды брали этот город, но им постоянно приходилось отступать.

"Мы прибыли в Мисурату 13 апреля, а уже через три дня в городе началось настоящее побоище, - с неохотой вспоминает Владимир. - 24 часа в сутки не прекращался шквальный огонь. Я не знаю, кто участвовал в этой мясорубке, у моих ребят были свои задачи, но в радиоэфире я постоянно слышал русскую речь. В центре города было самое высокое здание, там работали украинские и белорусские снайперы. Во время очередного авианалета НАТО здание уничтожили. Все, кто был внутри, погибли".

Неизвестно, чем бы закончилась для Владимира его командировка, но он получил пулю в плечо. Ляхович получил свои деньги, документы, выехал в Триполи, а оттуда добрался домой (как именно, рассказывать мужчина не захотел).

"У наемника на войне мало прав, если приехал, воюй до конца. Попал в плен - считай, что ты труп. В конце апреля несколько десятков солдат славянской внешности, которые говорят на русском, были арестованы в Мисурате. Их перевели в тюрьму Бенгази до начала суда. Что с ними - неизвестно".

Как объясняет Ляхович, судя по тому, как часто украинские власти повторяют, что их граждан в Ливии нет, пленных скорее расстреляют, чем вернут. Ведь это огромный скандал, дома тоже могут в тюрьму посадить. Понимают это и наемники - попав в плен, они не говорят, из какой страны приехали.