В 2012 году российский политик Борис Немцов, убитый вечером 27 февраля, интересовался, сможет ли Литва предоставить ему политическое убежище. Об этом заявил Андрюс Кубилюс, который был премьер-министром республики в 1999-2000-х годах и с ноября 2008 года по ноябрь 2012-го.
"Он бывал в Литве, приезжал к нам в наш летний лагерь партии в Рукле, и мы там дискутировали о будущем России. И потом отошли в сторону, он сам попросил поговорить отдельно, потому что тогда после крупных демонстраций в Москве было начато "болотное дело", он предполагал, что Путин может применить к нему наказания", - приводит DELFI слова бывшего руководителя внешнеполитического ведомства.
Кубилюс добавил, что Немцов "рассматривал такую перспективу как теоретическую - что было бы, если бы". "Я тогда ему сказал - оставайся сразу", - сообщил экс-министр.
Отметим, что президент Литвы Даля Грибаускайте была одним из первых глав иностранных государств, беспорядков, произошедших на Болотной площади в центре Москвы 6 мая 2012 года. Всего фигурантами дела числятся около 30 человек. Из них 16 были осуждены, и еще 13 попали под амнистию. Правозащитники называют "болотное дело" политически мотивированным.
В конце февраля этого года суд в столице отправил под домашний арест "нового" фигуранта Ивана Непомнящих. По версии следствия, на Болотной площади он ударил зонтиком двух полицейских. Немцов был одним из задержанных во время беспорядков 6 мая 2012 года, однако официальных обвинений ему предъявлено не было.
Оппозиционер был убит на Большом Москворецком мосту поздно вечером 27 февраля. Спустя почти сутки было обнародовано видео с камеры наблюдения. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статьям "Убийство" и "Незаконный оборот оружия". У следствия пока нет приоритетной версии произошедшего, рассматривается множество вариантов. Не установлены и подозреваемые.
Что касается эмиграции, то в настоящее время за границей, в частности, проживает друг и соратник Немцова Гарри Каспаров. Свой отъезд из РФ он объяснял нежеланием становиться очередной жертвой режима Владимира Путина. Немцов, комментируя действия Каспарова, тогда говорил, что "каждый сам решает, где ему жить, и сам для себя определяет уровень риска".