Египтянин Айман аз-Завахири, которого называют вторым человеком в исламистской организации "Аль-Каида", отвечает, как и планировалось, на большое количество вопросов о группировке и ее лидере, Усаме бен Ладене Усама "чувствует себя хорошо" наперекор "лживым сообщениям", согласно которым бен Ладен болен
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Египтянин Айман аз-Завахири, которого называют вторым человеком в исламистской организации "Аль-Каида", отвечает, как и планировалось, на большое количество вопросов о группировке и ее лидере, Усаме бен Ладене
НТВ
 
 
 
Усама "чувствует себя хорошо" наперекор "лживым сообщениям", согласно которым бен Ладен болен
НТВ
 
 
 
Египтянин делает различие между руководством "Хамаса" – которое следует осудить за согласие принять участие в выборах – и боевиками "Бригад аль-Кассама", достойными похвалы
Euronews

Египтянин Айман аз-Завахири, которого называют вторым человеком в исламистской организации "Аль-Каида", отвечает, как и планировалось, на большое количество вопросов о группировке и ее лидере, Усаме бен Ладене. Как пишет итальянская Corriere Della Sera, его речи звучат ободряюще: движение наступает, а Усама "чувствует себя хорошо" наперекор "лживым сообщениям", согласно которым бен Ладен болен.

"Медийное" присутствие аз-Завахири огромно: 50 аудио- и видеовыступлений с 2003 года по сегодняшний день. Как пишет газета, это заставляет заподозрить его в том, что он активно работает локтями, чтобы занять лидирующие позиции. И действительно, он рядится в одежды политика, хранителя ортодоксальности, стратега, военного советника, используя интернет как подиум и как способ отвечать на "вопросы читателей" (полный текст на сайте InoPressa.ru).

После разъяснений и утверждений, согласно которым он готов начать "диалог" с теми, кто критикует движение, аз-Завахири, бывший когда-то доктором, открыл свой "чат", отвечая на стратегические вопросы и обсуждая повседневные проблемы моджахедов, уделяя большое внимание – возможно, чрезмерное – египетским проблемам.

Тем, кто спрашивал, что следует читать, он неоднократно рекомендовал свою последнюю книгу. Он также сказал, что лидеры "Аль-Каиды" иногда исчезают и не могут действовать так, как им хотелось бы. Это, видимо, следует воспринимать как ответ на критику некоторых египетских экстремистов, отказавшихся от вооруженной борьбы.

Аз-Завахири жестко полемизирует с теми, кто ставит под сомнение систему борьбы каидистов. Он нанес суровый удар по шейху Кардави, который является довольно авторитетной личностью в мусульманском мире и осмелился оспаривать правомерность самоубийственных актов. Аз-Завахири занял глухую оборону и по вопросам тактики движения в Ираке и Алжире, где широко применяются террористы-камикадзе. "Это не мы убиваем мирных граждан, – таков его тезис, – а неверные и спецслужбы арабских режимов". "И если во время операций моджахедов погибает невинный, значит это произошло ненамеренно, по ошибке или по необходимости".

Потом, как это происходило не раз в последние месяцы, он пообещал акции против Израиля (как внутри страны, так и за ее пределами) и повторил, прославляя аз-Заркави, законность нанесения ударов по ООН, поскольку эта организация является "врагом" ислама. Он дал много советов палестинцам, так долго обхаживаемым каидистами: суть этих советов заключается в том, что они должны отвергнуть любые формы диалога. Поэтому египтянин делает различие между руководством "Хамаса" – которое следует осудить за согласие принять участие в выборах – и боевиками "Бригад аль-Кассама", достойными похвалы.

У советника духовного лидера "Аль-Каиды", как говорят в подобных случаях, найдется доброе слово для всех. Полицейскому из "Хамаса", который спросил у аз-Завахири, может ли он "продолжать работать", поскольку это единственный способ добыть средства к существованию, он без всяких эмоций ответил: "Не позволено работать на полицию, которая действует по законам, созданным людьми, а не в соответствии с шариатом, созданным Аллахом". Молодому человеку, посетовавшему на то, что он не может участвовать в борьбе как боевик, он подсказал другие формы оказания поддержки: от финансирования до участия в пропагандистской войне. "От участия в джихаде освобождаются те, – заявил "доктор", – у кого нет достаточно средств, которые он мог бы оставить жене и детям".

Акция по сбору вопросов началась в декабре, когда компания As Sahab – центр, который занимается распространением посланий каидистов, – предложила журналистам и симпатизирующим направлять на четыре сайта вопросы для аз-Завахири. "Пиар-служба" движения установила также рамки: вопросы поступают до 16 января, ответы – после 16 февраля. В As Sahab поступили сотни писем, еще несколько лет назад на такое количество нельзя было рассчитывать. Но программа претерпела некоторые изменения, и аз-Завахири ответил только в эту среду. Это была аудиозапись продолжительностью полтора часа, выложенная в интернете и сопровождавшаяся 40 страницами текста. Затем последовало продолжение.

Причины задержки объяснил сам аз-Завахири. Прежде всего, пришлось уступить настойчивым требованиям "братьев, которые занимаются вопросами безопасности, и соблюсти некоторые процедуры". Эта фраза может объяснить, почему "доктор" заявил, что учебники "Аль-Каиды" "потерялись" после вторжения США в Афганистан.