Суд в Вильнюсе оправдал двух россиян, обвинявшихся в преступлениях против человечности
 
 
 
Суд в Вильнюсе оправдал двух россиян, обвинявшихся в преступлениях против человечности
Reuters

Вильнюсский окружной суд оправдал бывших командиров отряда милиции особого назначения (ОМОН) в литовской столице Болеслава Макутыновича и Владимира Разводова, ныне проживающих в России, которых обвиняли преступлениях против человечности и в военных преступлениях, совершенных в 1991 году, сообщает портал Delfi.lt.

Бывшим спецназовцам вменяли в вину то, что с января по август 1991 года они организовали и исполнили меры запугивания и террора против должностных лиц Литвы. Однако суд постановил, что ответственность в таком случае ложится только на руководство государства, кроме того, по международному праву за подобные преступления можно судить лишь в том случае, если они были осуществлены в условиях войны или оккупации.

"С обвинительной точки зрения в 1991 году не было ни военного положения, ни вооруженного конфликта, ни оккупации, тем самым не было условий для вступления в силу положений Женевской конвенции", - сказал журналистам судья Аудрюс Цининас. Вердикт может быть обжалован в Апелляционном суде в течение 20 дней.

Суд проходил без участия обвиняемых. Как полагают в Литве, оба фигуранта дела, участвовавшие в штурме советскими войсками телебашни в Вильнюсе и здания телевизионного комитета 13 января 1991 года, живут на территории России. В марте 2012 года Генпрокуратура Литвы выдала европейский ордер на арест Макутыновича и Разводова.

До этого литовская сторона обращалась к России с просьбой об установлении места жительства Макутыновича и Разводова. Кроме того, им просили вручить постановление суда с предложением самим прибыть в Литву для дачи показаний и участия в процессе.

Генпрокуратура Литвы в ноябре 2014 года объявила о завершении досудебного расследования по делу о штурме телебашни и здания телевизионного комитета в Вильнюсе в ночь на 13 января 1991 года (через год после провозглашения независимости Литвы), в ходе которого погибли 15 человек и сотни были ранены.

Фигурантами дела были названы 69 человек - граждане России, Украины и Белоруссии, подозреваемые в совершении военных преступлений и преступлений против человечности. При этом прокуратура сообщала, что большинство из них скрываются от уголовного преследования за границей, объявлены в международный розыск, на их задержание выданы европейские ордеры на арест (EAW. Действует на территории всех государств - членов Европейского союза - Прим. NEWSru.com)".

На основании такого ордера в Австрии в 2011 году был задержан бывший командир советского спецподразделения "Альфа", гражданин России Михаил Головатов. Однако его экстрадиция в Литву так и не состоялась.

Один из подозреваемых - гражданин РФ, бывший советский офицер Юрий Мель - был задержан в марте прошлого года в Литве на границе с Калининградской областью и затем арестован. По данным прокуроров, Мель был в одном из танков во время штурма Вильнюсской телебашни.

В деле о событиях 13 января литовский суд вынес приговор еще в августе 1999 года: за создание антигосударственных организаций и призывы к насильственному нарушению суверенитета Литвы были осуждены Миколас Бурокявичюс, Юозас Ярмалавичюс, Юозас Куолялис. За первое преступление также осуждены Леонас Бартошявичюс и Станислав Мицкевич. Путчисты обжаловали приговор в Европейском суде по правам человека, однако Страсбургский суд их жалобы отклонил.

Литовская прокуратура долгое время добивается от России содействия в расследовании обстоятельств штурма Вильнюсской телебашни, в частности в вызове на допрос бывшего президента СССР Михаила Горбачева. Сам Горбачев не взял на себя ответственность за кровопролитие, утверждая, что события в Вильнюсе произошли без его ведома. О своей непричастности к штурму заявляли и другие бывшие руководители советского государства.

По версии советских властей, армия атаковала вильнюсский телецентр в ответ на просьбу Комитета национального спасения - организации, созданной центральным комитетом Литовской коммунистической партии. Войска заняли телевышку и телерадиопередающий центр, однако встретили сопротивление демонстрантов и не сумели захватить здание парламента.