Сол Перлмуттер Адам Рисс
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Сол Перлмуттер
Supernova Cosmology Project
 
 
 
Адам Рисс
limiao.net
 
 
 
Брайан Шмид
RSAA

Во вторник стали известны лауреаты самой престижной из Нобелевских премий - премии по физике. Награду за открытие возрастания скорости расширения Вселенной в этом году получили американцы Сол Перлмуттер, Адам Райсс и австралиец Брайан Шмидт, сообщается на сайте Нобелевского комитета. Все трое ученых были в списках фаворитов, на которых делали ставку букмекеры.

Как подчеркивают в Нобелевском комитете, несмотря на то, что человечество уже около столетия знает, что Вселенная расширяется после так называемого Большого взрыва, произошедшего примерно 14 млрд лет назад, открытие ускорения этого расширения "совершенно поразительно". "Этот процесс расширения будет ускоряться до тех пор, пока Вселенная не дойдет до "ледяного" состояния", - отмечается в сообщении комитета, описывающем суть открытия, отмеченного премией.

В 1998 году команда исследователей, в которой были Перлмуттер, Райсс и Шмидт, обнаружила, что Вселенная расширяется с ускорением и этот процесс, судя по всему, будет продолжаться бесконечно. Открытие было сделано в ходе исследования сверхновых (вспышки Ia), возникающих при коллапсе белых карликов. Как говорится в сообщении Нобелевского комитета, лауреаты премии изучили несколько десятков сверхновых. Тогда ученым удалось установить параметры расширения Вселенной и выяснить, что оно происходит с ускорением.

По одной из версий, причиной этого процесса может быть так называемая "темная материя", первые версии о существовании которой выдвигались еще в 30-е годы. Тогда швейцарец Фриц Цвики обнаружил, что светящегося вещества в скоплениях галактик в десятки раз меньше, чем нужно. Ученый выдвинул предположение, что галактики рядом друг с другом удерживает некое гравитирующее вещество - темная материя.

На открытие Сола Перлмуттера, Адама Райсса и Брайана Шмидта как на наиболее выдающееся и перспективное еще несколько лет назад обратил внимание лауреат Нобелевской премии по физике 2003 года российский академик Виталий Гинзбург. Тогда он сказал, что самой интересной проблемой для космологии в наши дни является подтверждение и объяснение ускорения расширения Вселенной.

Как отмечает ИТАР-ТАСС в связи с вручением Нобелевской премии по физике, эта награда, как и премия по химии, может быть присуждена лишь авторам статей, опубликованных в рецензируемой печати. Кроме того, открытие должно быть действительно существенным и универсально признанным мировым научным сообществом, поэтому экспериментаторы получают премию чаще теоретиков. Теоретиков же награждают лишь за признанное объяснение известного явления, часто вместе с экспериментаторами, подтвердившими теорию.

Кроме того, Нобелевский комитет старается давать премии лишь в том случае, если ее присуждение не вызовет споров о приоритете, поэтому награды редко вручают в тех областях физики, где сложно выбрать одного или нескольких ученых, которые внесли самый большой вклад в развитие этого направления.

В прошлом году награды за создание тончайшего в мире материала - графена - были удостоены работающие ныне в Великобритании выходцы из России - Андрей Гейм и Константин Новоселов.

В среду, 5 октября, Нобелевский комитет Шведской королевской академии наук назовет лауреатов премии в области химии. В пятницу, 7 октября, станет известно имя обладателя Нобелевской премии мира. 10 октября объявят имя победителя в разделе "экономика". В течение Нобелевской недели также назовут лауреата премии по литературе. Как напоминает РИА "Новости", сумма премии в каждой из номинаций составляет 10 миллионов шведских крон (1 миллион евро). Церемония вручения премии пройдет в Стокгольме 10 декабря, в день кончины ее основателя Альфреда Нобеля.

Брайан Шмидт: получить Нобеля - это как детей рожать

Ученый из Австралии Брайан Шмидт признал, что, узнав о присуждении ему Нобелевской премии по физике 2011 года, он испытал столь же сильные ощущения, что и в свое время от сообщений о рождении его детей, передает "Интерфакс" со ссылкой на Guardian.

Он признал, что его не раз охватывали сомнения во время работы над теорией, благодаря которой он получит Нобелевскую премию. "Теория казалась настолько сумасшедшей, что мы все немного боялись", - вспоминает Шмидт.