Чешские журналисты назвали имена россиян, причастных к попытке переворота в Черногории в 2016 году Государственный переворот в Черногории был запланирован на 16 октября 2016 года - день голосования на парламентских выборах. В тот день власти страны сообщили о задержании группы заговорщиков, которые готовили ряд нападений и терактов
 
 
 
Чешские журналисты назвали имена россиян, причастных к попытке переворота в Черногории в 2016 году
Pixabay.com
 
 
 
Государственный переворот в Черногории был запланирован на 16 октября 2016 года - день голосования на парламентских выборах. В тот день власти страны сообщили о задержании группы заговорщиков, которые готовили ряд нападений и терактов
Стоп-кадр видео Радио Свобода / Youtube.com

Журналисты чешского издания Deník N побеседовали с несколькими гражданами России, имеющими отношение к чешской компании Sofbiz, которая перечислила полтора миллиона евро организаторам неудавшегося переворота в Черногории в октябре 2016 года. Этими средствами, по данным черногорского следствия, должно было быть оплачено убийство тогдашнего премьер-министра, а ныне президента страны Мило Джукановича.

Sofbiz была основана в Чехии как филиал сейшельской фирмы и оформлена на живущую в Лондоне Екатерину Остапчук. Она является директором двух сейшельских компаний: Coddan Nominee Administrator Ltd. и Coddan Nominee Subscripber Ltd. Как выяснили журналисты издания, в 2015 году в Великобритании фирмы Остапчук проверяли из-за подозрений в выводе средств компаний, проходящих через процедуру банкротства.

К чешской компании Sofbiz имеет отношение также гражданин России Руслан Галюнин, который проживает в Подмосковье, а также Александр Российченко, который живет в Праге и занимался помощью с оформлением документов фирмы. По его словам, к ее деятельности он не имел никакого отношений. Пообщаться с Галюниным и Остапчук журналистам не удалось.

Как следует из финансовых документов Sofbiz, фирма не вела в Чехии никакой деятельности. Она имеет юридический адрес в Праге, однако офиса у нее нет.

О том, что Sofbiz имеет отношение к попытке совершить госпереворот в Черногории, специальный прокурор Саша Чаденович сообщил летом этого года. Он рассказал, что перечисленные компанией средства сначала попали на банковские счета на Кипре, и уже потом были перечислены группе лиц, имевших отношение к попытке переворота. Целью переворота, по данным следствия, была попытка предотвратить вступление Черногории в НАТО и обеспечить приход к власти пророссийских сил. Москва эти обвинения отрицает.

В мае этого года по делу о попытке совершить госпереворот в Черногории суд заочно вынес обвинительные приговоры 14 обвиняемым. Среди них - двое российских гражданин Эдуард Шишмаков и Владимир Попов, лидеры пророссийского оппозиционного "Демократического фронта" Милан Кнежевич и Андрия Мандич, а также несколько граждан Сербии.

В ноябре прошлого года Расследовательская группа Bellingcat и российское СМИ The Insider раскрыли личность одного из участников. По утверждению журналистов, разыскиваемого властями республики россиянина Владимира Попова на самом деле зовут Владимир Моисеев и он служит в российской военной разведке. Ранее расследователи опознали сотрудника ГРУ в другом россиянине, подозреваемом в организации переворота.

Государственный переворот в Черногории был запланирован на 16 октября 2016 года - день голосования на парламентских выборах. В тот день власти страны сообщили о задержании группы заговорщиков, которые готовили ряд нападений и терактов. Целью заговорщиков был захват парламента и убийство премьер-министра Мило Джукановича.

Расследовательская группа Bellingcat и издание Insider утверждают, что Шишмаков и Попов являются действующими сотрудниками Главного управления Генштаба России (ГРУ). Среди доказательств этой версии - номер паспорта Шишмакова (на имя Эдуард Широков), который очень похож на номера паспортов Руслана Боширова и Александра Петрова, подозреваемых в покушении на Сергея и Юлию Скрипаль в Солсбери. После провала путча сотрудники ГРУ вернулись в Россию.

Основным свидетелем в этом деле стал сербский националист Саша Синджелич. Он сдался черногорским властям вскоре после провала операции и получил статус свидетеля, сотрудничающего со следствием. Его считают связующим звеном между российскими гражданами и сербской группой. На суде он утверждал, что получил от Шишмакова более 200 тысяч евро на покупку оружия, средств связи и формы черногорского спецназа, в которую должны были переодеться заговорщики. Синджелич сообщил суду о нескольких посещениях Москвы, "минуя паспортный контроль".

Значительную часть доказательств по этому делу Черногория получила от спецслужб Сербии. Это записи телефонных переговоров, фотографии встреч участников группы, изъятое у заговорщиков спецоборудование и экипировка.

Президент Сербии Александр Вучич рассказал 24 октября 2016 года о содействии черногорским властям в расследовании. Он сообщил о задержании на сербской территории лиц, которые готовили "нелегальные действия" против Черногории и вели постоянную слежку за Джукановичем. Вучич сделал акцент на "иностранном элементе" в этом деле, отвергнув причастность к нему самой Сербии. В то же время сербские власти отказались выдать Черногории двоих своих граждан, которые также были обвинены по делу о госперевороте.

Отдельно ведется расследование в отношении черногорского гражданина Анание Никича, который был переводчиком лидеров "Демфронта" и получил убежище в РФ.

Обвиняемые же настаивали в суде, что все дело сфабриковано и их преследуют по политическим мотивам как представителей оппозиционной силы, ориентированной на сотрудничество с Россией. Между тем черногорские власти считают, что перед выборами 2016 года "Демфронт" получил из-за рубежа 15 миллионов долларов в качестве нелегального финансирования.

Перед вынесением приговора лидеры "Демфронта" заявили о своей готовности к сопротивлению. "Никто не поведет нас в тюрьму. Мы готовы сложить головы и снять чью-то голову, прежде чем кто-то поведет нас в тюрьму", - сказал Андрия Мандич.

Другой представитель "Демфронта" Небойша Медоевич заявил, что "судебный приговор может безвозвратно дестабилизировать Черногорию и спровоцировать этнические конфликты". Черногорские власти отрицают возможность дестабилизации.