МТБЮ обвиняет политика в том, что он вместе со своими приспешниками, среди которых были и четверо его братьев, в период с марта по сентябрь 1998 года занимался "зачисткой" подконтрольных ему территорий Харадинай, которому сейчас 38 лет, до сих является весьма влиятельным человеком у себя на родине
 
 
 
МТБЮ обвиняет политика в том, что он вместе со своими приспешниками, среди которых были и четверо его братьев, в период с марта по сентябрь 1998 года занимался "зачисткой" подконтрольных ему территорий
Архив NEWSru.com
 
 
 
Харадинай, которому сейчас 38 лет, до сих является весьма влиятельным человеком у себя на родине
Архив NEWSru.com

В Международном трибунале по бывшей Югославии (МТБЮ) начались судебные слушания по делу бывшего премьера Косово Рамуша Харадиная и его ближайших помощников. МТБЮ обвиняет политика в том, что он вместе со своими приспешниками, среди которых были и четверо его братьев, в период с марта по сентябрь 1998 года занимался "зачисткой" подконтрольных ему территорий на северо-западе Косово от сербов, цыган и "нелояльных" албанцев, пишет во вторник газета Frankfurter Rundschau.

Харадинай, которому сейчас 38 лет, до сих пор является весьма влиятельным человеком у себя на родине, плакаты с его изображением и надписью: Me Ramushin (вместе с Рамушем - прим. ред.) сегодня можно увидеть в Косово на каждом шагу. На прошлой неделе, когда Харадинай должен был отбыть в тюрьму Шевингена, в глазах большинства мужчин, провожавших его в аэропорту, стояли слезы, а некоторые плакали в голос. Однако многие албанцы, сербы и цыгане познакомились с Харадинаем и его верными друзьями при иных обстоятельствах, продолжает немецкое издание. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

Так, албанская семья из деревни Юник, которую солдаты "Армии освобождения Косово" в мае 1998 года выгнали из дома, по дороге к границе столкнулась с еще одной группой солдат, которая приказала им сидеть под дождем и ждать. Через час пришел Рамуш Харадинай, всесильный командир в "зоне операций Дукаджин" (косовский регион Метохия - прим. ред.), бывший вышибала на дискотеке. Он приказал обыскать людей и "выбить из них информацию", "если понадобится - силой".

Что это значит, беженцы из Юника узнали, когда Рамуш ушел. Молодого человека, который позже описал эти события, принудили раздеться догола и съесть книгу вместе с переплетом, а потом его привязали проволокой к пожилому отцу. Пытки длились два дня и должны были окончиться казнью. Мужчин, женщин и подростков из Юника выстроили на краю ущелья. Когда кто-то сопротивлялся, и расстрельная команда отвлекалась, некоторым приговоренным удавалось убежать.

МТБЮ вменяет Харадинаю и его помощникам 37 преступлений против человечности

Главные помощники Харадиная предстали перед судом в Гааге вместе с ним: Идриз Балай, 35 лет, по прозвищу Лейтенант, возглавлял подразделение "Черных орлов", куда входили от 40 до 100 человек. Лахи Брахимай, 37 лет, по прозвищу Цыган, дядя Харадиная, руководил в деревне Ябланика лагерем, где с сербами и цыганами обращались ничуть не лучше, чем пару лет назад с взятыми в плен мусульманами в Боснии. Согласно обвинению, Балай мучил и убивал людей. В небольшом канале рядом с деревней – местом, которое Балай выбрал для казней, – найдено несколько десятков тел со следами ужасной смерти, среди них и такие, которые невозможно было опознать, отмечает Frankfurter Rundschau.

В ходе судебного процесса должно быть установлено, как со всем с этим связан Харадинай. Согласно обвинению, именно он отдавал приказы своим подчиненным Балаю и Брахимаю, но, кроме того, и сам принимал непосредственное участие в жестоких расправах - например, известно о случае, когда он избил серба до потери сознания. Рамуш также лично присутствовал при пытках и казнях людей. В распоряжении следствия находятся несколько десятков тщательно охраняемых свидетелей. Но спасти удалось не всех: один из свидетелей, которому Балай лично отрезал ухо, погиб при странных обстоятельства в автокатастрофе в Черногории.

Это будет нелегкий процесс, заявила в понедельник перед началом слушаний главный обвинитель МТБЮ Карла дель Понте. Процесс, которого не хотят многие, в том числе и среди представителей международного сообщества.

Рамуш обладает властью, но не любовью народа

Когда обвинение против Харадиная было готово, он занимал пост премьер-министра в Косово. Рамуш был вынужден уйти в отставку, но мог сам назначить двух преемников. В то же время немецкая газета отмечает, что Рамуш обладает властью, но не любовью народа: его "Альянс за будущее Косово" на недавних выборах набрал всего 8%. За Рамуша голосовали преимущественно на его родине, где все от него зависят.

Гораздо больше симпатий Харадинай снискал у главы Миссии ООН по делам временной администрации в Косово Сорена Йессена-Петерсена. Датчанин назвал боевика из гор Дукаджина "другом" и продвинул его на пост премьера в декабре 2004 года, несмотря на слабое одобрение со стороны избирателей. Когда Рамуш через некоторое время должен был впервые три месяца провести в гаагской тюрьме, Петерсен лично проводил своего протеже до аэропорта.

Позже датчанин помог вызволить его из тюрьмы. Результат был идеальным для обоих друзей: судьи разрешили Харадинаю политическую деятельность "под контролем ООН", он мог спокойно выстраивать свою систему власти и вести свой бизнес, который, по сообщениям германской разведки, простирался от отмывания денег до торговли наркотиками.

"Крестный отец" Косово под покровительством ООН

"Освобождение от заключения сделало этого человека идеальным механизмом в руках главы Миссии ООН", – говорит Буяр Букоши, возглавлявший ранее косовское правительство в подполье. Сегодня Букоши всего лишь отчаявшийся сторонний наблюдатель, работающий урологом в Приштине. По его словам, легче всего управлять подобной "непрозрачной" страной при помощи податливого политика, который будет реагировать на все требования Миссии ООН и поддерживать систему коррупции и устрашения.

Откуда у Рамуша Харадиная деньги и как он управляет страной, в штаб-квартире Миссии ООН в Приштине предпочитают не знать. Преемник Йессена-Петерсена, немец Йоахим Рюккер даже не делает усилий, чтобы уйти от подлой стратегии своего предшественника, указывает Frankfurter Rundschau. Перед поездкой Харадиная в Гаагу Рюккер демонстративно принял его в своем офисе. Карла дель Понте назвала это сигналом, который служит для запугивания возможных свидетелей, но Рюккер не отреагировал.

"Самым ужасным будет, - опасается Буяр Букоши, - если Харадинай вернется (из Гааги) без обвинительного приговора – тогда власти "крестного отца" ничто не сможет противостоять".