Эстонские власти, уже подтвердившие подлинность распространенной в интернете аудиозаписи телефонного разговора верховного представителя ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон и главы МИДа Эстонии Урмаса Паэта, в котором последний заявил о возможной связи между лидерами оппозиции и снайперами, убившими десятки людей на Майдане, сделали новое заявление. Согласно ему, слова Паэта были неверно интерпретированы.
В заявлении от имени эстонского правительства отрицается, что Паэт рассматривал причастность украинской оппозиции к снайперам как данность. "Министр иностранных дел Паэт пересказывал, что он услышал за день до этого в Киеве, и выразил озабоченность в связи с происходящим в стране. Мы отвергаем информацию о том, что Паэт якобы давал оценку роли оппозиции в эскалации насилия", - цитирует документ Reuters. В офисе Кэтрин Эштон отказались комментировать утечку.
Напомним, в 10-минутном разговоре с Эштон Паэт говорил о своих "печальных впечатлениях" от ситуации на Украине и отсутствии доверия у украинских граждан к представителям "новой коалиции". Он упоминал о сильном давлении на депутатов, которых избивают вооруженные люди, необходимости реальных реформ и неизбежном недовольстве жителей восточных регионов Украины.
Еще одной важной проблемой, "дискредитирующей новую коалицию с самого начала", эстонский министр назвал вопрос со снайперами в центре Киева. "Согласно всем имеющимся уликам, люди, которые были убиты снайперами, с обеих сторон, среди полицейских и людей с улицы, это были одни и те же снайперы, убивающие людей с обеих сторон", - сказал он и уточнил, что новая власть отказывается расследовать обстоятельства произошедшего, в результате чего "стремительно растет понимание того, что за этими снайперами стоял не Янукович, а за ними стоял кто-то из новой коалиции".
Стоит отметить, что во время разговора Эштон и Паэт несколько раз ссылались на слова некоей Ольги, возможно, имея в виду украинского врача и общественного деятеля Ольгу Богомолец, которая заняла пост вице-премьера по вопросам гуманитарной политики в новом правительстве.
Расследовать дело киевских снайперов, убивших более 80 человек, в числе которых были как силовики, так и участники протестов, готовы депутаты Государственной думы РФ. Как сообщают "Известия", парламентарии намерены предложить ЕС создать совместную комиссию по расследованию убийств на Майдане и причастности к этому украинской оппозиции.
"Время уходит, и чем больше мы его теряем, тем вероятнее, что преступники и убийцы уйдут от ответственности. Мы видим, что нелегитимная власть в Киеве не высказывает желания расследовать дело снайперов. Они, наоборот, сознательно тянут время, что наводит на определенные мысли", - приводит издание комментарий первого заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Калашникова.
Стоит отметить, в Верховной Раде Украины еще на прошлой неделе раздавались призывы к люстрации и расследованию действий силовиков, на которых представители новой власти возлагают ответственность за насилие. В частности, депутат Геннадий Москаль заявлял о существовании планов операций по силовому разгону акций протеста. Документы, по его словам, доказывают, что снайперами были бойцы подразделения специальных операций внутренних войск и подразделения внутренних войск "Омега", а приказ на применение оружия якобы отдал экс-министр МВД Виталий Захарченко.
Депутат также рассказывал об участии в подготовке спецопераций бывшего первого заместителя Главного разведывательного управления РФ. Документы, а также записи радиопереговоров, находятся в распоряжении следственной комиссии.
Германские СМИ в свою очередь заявили, что подготовку и консультирование украинских спецподразделений якобы осуществляли не только таинственные российские специалисты, но и официальные силовые структуры ФРГ. Кроме того, из Германии на Украину поставлялось специальное снаряжение, в том числе для "Беркута".
Тем временем в Эстонии уже приступили к расследованию прослушки телефона главы внешнеполитического ведомства. Министр Урмас Паэт пояснил журналистам, что пока неизвестно, кто и при каких обстоятельствах мог прослушать звонок. Также он не знает, куда в первую очередь произошла утечка записи. Кроме того, министр не может точно сказать, прослушивался его телефон или телефон Эштон.