Свои подозрения в возможных связях Адамкуса с резервом КГБ СССР оппозиционер аргументировал тем, что глава государства 31 октября отказался визировать принятую парламентом новую редакцию закона о люстрации
 
 
 
Свои подозрения в возможных связях Адамкуса с резервом КГБ СССР оппозиционер аргументировал тем, что глава государства 31 октября отказался визировать принятую парламентом новую редакцию закона о люстрации
Архив NEWSru.com

Председатель фракции оппозиционной партии "Право и справедливость" в сейме Литвы Валентинас Мазуронис обратился в комиссию люстрации и особый архив Литвы с просьбой выяснить, не связаны ли президент страны Валдас Адамкус и его окружение с резервом КГБ СССР, сообщает "Интерфакс". Подозрения депутата вызваны тем, что глава государства наложил вето на новую редакцию закона о раскрытии бывших тайных агентов и офицеров резерва советских спецслужб.

"Нежелание как президента, так и других высокопоставленных должностных лиц защищать государство от влияния зарубежных спецслужб создает обоснованные предположения, что президент Адамкус не может свободно действовать на благо Литвы либо сам вместе со своим окружением связан с резервом КГБ СССР", - процитировала Мазурониса во вторник представитель фракции Юрате Оверлингене.

Валентинас Мазуронис - заместитель председателя партии "Право и справедливость", которую возглавляет экс-президент Литвы Роландас Паксас, смещенный за грубые нарушения присяги и Конституции.

Свои подозрения в возможных связях Адамкуса с резервом КГБ СССР оппозиционер аргументировал тем, что глава государства 31 октября отказался визировать принятую парламентом новую редакцию закона о люстрации, которая привела бы к следующему этапу раскрытия бывших тайных агентов и бывших офицеров резерва спецслужб СССР. За изменение Закона о регистрации, признании, учете лиц, тайно сотрудничавших со спецслужбами бывшего СССР, и защите признавшихся 11 октября проголосовали 59 парламентариев, шестеро депутатов воздержались.

В Литве более пяти лет назад проводилась люстрация, в ходе которой в сотрудничестве с КГБ СССР, как сообщал Департамент госбезопасности (ДГБ), сознались около 1,5 тыс. жителей. Но в ДГБ утверждают, что в работу бывших спецслужб СССР были вовлечены десятки тысяч граждан.

Закон в новой редакции предоставляет еще одну возможность бывшим агентам и офицерам резерва спецслужб СССР зарегистрироваться и добровольно сознаться в тайном сотрудничестве, изложить известную им информацию о деятельности советских органов госбезопасности, о других бывших тайных агентах и сдать находящиеся у них документы. Вся информация о "сознавшихся" будет засекречиваться, а информация о лицах, которые "не сознаются", должна быть опубликована.

Мазуронис назвал "неубедительными" аргументы президента, заявляющего, что закон в сейме был принят с нарушениями процедур. Оппозиционный политик назвал эти оправдания "поиском искусственных препятствий с целью умертвить закон, создающий угрозу офицерам КГБ СССР и тем самым защитить их". Лидер фракции обратил внимание на то, что Адамкус наложил уже второе вето, защищающее бывших сотрудников КГБ СССР - ранее он отказался подписывать закон о люстрации бывших кадровых сотрудников КГБ СССР.

"Нельзя считать случайностью тот факт, что это уже второе вето Адамкуса, которое защищает агентов спецслужб зарубежных стран. Ранее он уже наложил вето на закон о люстрации, который касался офицеров кадрового резерва КГБ", - цитирует Мазурониса агентство Regnum.

Лидер консервативной оппозиционной партии "Союз Отечества" Андрюс Кубилюс также считает вето Адамкуса неправильным решением. "Слова президента о том, что мы должны жить примирившись - только красивое выражение", - сказал он. По его мнению, глава страны, наложив вето, должен сам проявить инициативу и предложить альтернативное решение. Если этого не будет сделано, по словам Кубилюса, то он выскажется за отклонение вето.

Напомним, что в мае это года уже звучали слова о связях литовского президента с КГБ. Тогда депутат сейма Пятрас Гражулис, бросивший обвинения в адрес Адамкуса, был удален из зала парламентских заседаний, а сам глава государства заявил, что глубоко оскорблен подобными подозрениями.