При этом наименьшие изменения коснутся структур международной полиции, чья общая численность - около 2.000 человек Со временем сербские власти смягчили свою позицию, но теперь проблемы у МОВЗ возникли с Приштиной
 
 
 
При этом наименьшие изменения коснутся структур международной полиции, чья общая численность - около 2.000 человек
Reuters
 
 
 
Со временем сербские власти смягчили свою позицию, но теперь проблемы у МОВЗ возникли с Приштиной
Reuters

Европейская Миссия в области верховенства закона (МОВЗ) в Косово с 9 декабря приступает к исполнению своих обязанностей. С этого дня она берет на себя политическую ответственность за ситуацию в Косово и Метохии: к ней переходит львиная доля функций Миссии ООН в Косово (МООНК), управлявшей этой территорией с 1999 года.

По словам пресс-секретаря миссии Виктора Ройтера, личный состав новой миссии размещается на своих постах, а персонал МООНК передислоцирован на север самопровозглашенной республики, населенный преимущественно сербами, которые решительно противятся прибытию европейской миссии. Сотрудники МООНК разместятся в полицейских управлениях, в здании суда в Косовской Митровице и на границе с Сербией, уточнил пресс-секретарь.

Около 3000 сотрудников МОВЗ (1900 международных чиновников и 1100 местных специалистов) в соответствии с решением Совета Безопасности ООН постепенно установят контроль над косовской полицией, судами и таможенной службой. При этом наименьшие изменения коснутся структур международной полиции, чья общая численность - около 2.000 человек. Составляющие большинство в прежней миссии полицейские из стран Евросоюза подпишут контракты с новым "работодателем" - Брюсселем, передает ИТАР-ТАСС.

При этом 16-тысячный международный контингент миротворцев КФОР, состоящий главным образом из военнослужащих стран НАТО, останется в Косово на основании резолюции 1244, принятой Совбезом ООН девять лет назад.

Брюссель еще в прошлом году, после того как был объявлен план спецпредставителя генсека ООН Марти Ахтисаари, заявил о готовности играть "первую скрипку" в процессе косовского урегулирования, стать гарантом "контролируемой независимости" Косово. Власти в Приштине с энтузиазмом восприняли эти намерения ЕС, полагая, что новая международная администрация с куда большим сочувствием отнесется к их политическим чаяниям и амбициям, отмечает агентство.

Категорически против МОВЗ выступал Белград, считавший, что главная задача европейцев - довести до логического конца процесс отделения Косово, провозгласившего независимость 17 февраля 2008 года. Сербия считает этот край своей неотъемлемой частью.

Со временем сербские власти смягчили свою позицию, но теперь проблемы у МОВЗ возникли с Приштиной. Косовское албанское руководство в штыки встретило согласованные между ООН и Белградом условия реконфигурации международного присутствия в крае, то есть, по сути, те правовые рамки, в которых предстоит действовать МОВЗ. Это, прежде всего, полный нейтралитет МОВЗ по вопросу о статусе Косово, отказ от ссылок на "план Ахтисаари", а также особый статус сербских анклавов, где полномочия евроадминистрации будут ограничены. При этом пока никто толком не знает, насколько существенно.

Нет сегодня и полной ясности с тем, каким образом МОВЗ будет взаимодействовать с рудиментарными структурами МООНК, остающимися в провинции с не уточненными до конца функциями, а также с властями в анклавах, в особенности на севере Косово, где сербы составляют относительное большинство, чувствуют себя достаточно уверенно и не стремятся сотрудничать с новой миссией.

Иными словами, запустить механизм этой операции оказалось крайне непросто, а заставить его работать с полной отдачей будет, вероятно, еще сложнее, подчеркивает агентство. Тем не менее, Евросоюз, впервые взявший на себя всю полноту ответственности за достижение политическое урегулирования в одной из "горячих точек", полон энтузиазма и уверенности в своих силах.

Министры иностранных дел стран ЕС на встрече в Брюсселе 8 декабря приветствовали начало работы МОВЗ. Как заявил глава МИД председательствующий сейчас в Евросоюзе Франции Бернар Кушнер, "это важный, ключевой этап в тяжелом, хаотичном, но позитивном решении проблем Сербии и Косово".