Ветеран спецназа ВМС США, написавший мемуары об операции по уничтожению "террориста номер один" Усамы бен Ладена, дал свое первое телевизионное интервью. В рамках программы "60 Minutes" на канале CBS Марк Оуэн - таков литературный псевдоним экс-спецназовца - подробно рассказал о том, что на самом деле произошло в ночь на 2 мая 2011 года в Абботтабаде.
Рассказанное бывшим "морским котиком" несколько отличается от официальной версии Пентагона, представленной вскоре после объявления о ликвидации главаря "Аль-Каиды". Вообще, по словам Оуэна, уничтожение не было целью операции - по возможности, бен Ладена следовало взять живым. "Это была одна из величайших операций американских спецслужб. И я считаю, она заслуживает того, чтобы о ней рассказали правду и написали книгу", - так автор книги "Нелегкий день" в интервью CBS объяснил мотивы, руководившие им.
- Экс-спецназовец обиделся на Обаму после личной встречи
Перед съемками гримеры тщательно потрудились над обликом морпеха - грим накладывали четыре часа. А позже, уже на записи, ему изменили голос. Как поясняет CBS, это сделано ради безопасности автора книги. Телеканал категорически отказался называть настоящее имя бывшего спецназовца. Все, что в интервью сообщили о писателе, называющем себя Марк Оуэн - это то, что за 14 лет карьеры в спецназе ВМС он принимал участие в 13 спецоперациях, в частности, в Афганистане и Ираке.
По словам Оуэна, в спецоперации приняли участие 24 бойца, которых на место доставили два вертолета Black Hawk. Об этих планах, как уверяет "морской котик", правительство Пакистана в известность не поставили - так что существовала реальная угроза того, что вертолеты попросту собьют средства ПВО. Почему-то этого не произошло, и "Черные ястребы" успешно высадили десант в непосредственной близости от столицы Пакистана. Забегая вперед, отметим, что и уйти обратно в Афганистан удалось без проблем, хотя дело было уже на рассвете, без стрельбы не обошлось, да и операция продлилась дольше намеченного.
После высадки спецназовцы разделились на три группы. Первая осталась за стеной участка, на котором располагался дом бен Ладена - чтобы охранять периметр и чтобы никто не сбежал. Вторая группа нацелилась занять позицию на крыше здания. Третья, в которую входил Оуэн, направилась в дом.
Ворваться решили через дверь пристройки - как оказалось, двойную и сделанную из особо прочного сплава, так что инструментам она не поддавалась. Когда "морские котики" приготовились дверь взрывать, один из находившихся в доме открыл по ним стрельбу. Ответным огнем он был уничтожен, после чего, по словам Оуэна, дверь сама открыла некая женщина, державшая на руках ребенка. Она сказала, что стрелял ее муж и что его только что застрелили. Проникнув на первый этаж дома, спецназовцы повсюду увидели женщин. Они, в отличие от своих "подруг" из Афганистана или Ирака, где женщина сидит "тише воды ниже травы", были очень агрессивны и буквально кидались на бойцов.
Поднимаясь по лестнице на верхние этажи, спецназовцы застрелили сына бен Ладена. Бойцы знали, что 22-летний Халид проживает в доме, и ожидали его там встретить. По словам Оуэна, погубило Халида любопытство: один из "морских котиков" шепотом начал звать того по имени. Сын террориста высунул голову из-за угла - и получил пулю.
Затем настала очередь его отца. Бен Ладен также выглянул из-за угла своей комнаты и юркнул обратно, вслед ему раздались выстрелы. Когда спецназовцы вошли в комнату, на полу они увидели тело мужчины. Над ним склонились две женщины. Один из бойцов ринулся к ним и с силой отбросил к противоположной стене - если бы у них при и себе была взрывчатка, этот маневр защитил бы остальных "котиков" от взрыва.
"Я и еще один спецназовец выстрелили по телу несколько раз, - заявил Оуэн. - Мы же не видели его рук - возможно, у него была граната или автомат. Или пояс шахида под одеждой… Мы тогда не понимали, что это он… Это было неважно".
Опровергнута версия Пентагона: бен Ладена не топили в море
"Он выглядел моложе, чем я представлял. И борода была не седой - черной. И еще, он довольно высокий", - по словам Оуэна, никто не решался доложить по радио, что уничтожен именно бен Ладен, так как никто не был в том уверен. Тогда один из спецназовцев, владевший арабским, бросился допрашивать находившихся в комнате женщин и ребетишек. Он схватил одного из детей: "Кто это? - "Усама" - "Усама кто? - "Усама бен Ладен".
Один из спецназовцев взял пробу крови, другой - слюны для анализа ДНК. Оуэн фотографировал погибшего. "Я тогда подумал, что, возможно, делаю самые главные снимки в своей жизни. И в голову начала лезть всякая чушь, вроде, какой ракурс взять и тому подобное. Но все же главным было, чтобы по снимкам можно было опознать его", - вспоминает "морской котик". Тогда он взял простыню с кровати и вытер кровь с лица погибшего. После чего продолжил снимать: "У него голова была прострелена. Так что видок был жуткий".
Тело террориста положили в пластиковый мешок и загрузили в вертолет. И вот еще одно расхождение с версией Пентагона: военные заявляли, что бен Ладена захоронили в Аравийском море в тот же день - по мусульманской традиции, до заката. Оуэн же рассказывает, что труп доставили на военную базу в Афганистане, где его осматривали военные начальники и эксперты.
"Даже не пытался вступить в бой"
"Сейчас многие рассуждают: зачем было убивать? Ну а как иначе? Мы знали, что идем в дом врага. Нас начали обстреливать. В комнате Халида потом нашли автомат Калашникова… Если голова высовывается из-за угла, наверняка у ее владельца руки не пусты. Мы не хотели дожидаться, когда в нас полетит граната", - поясняет Оуэн.
По его словам, у бен Ладена при себе тоже было оружие, однако он не пустил его в ход. "Он стольких людей надоумил стать смертниками, а сам, даже имея оружие, и не застрелился, и не попытался вступить в бой. По-моему, это говорит о многом", - намекнул Оуэн, что считает "террориста номер один" трусом.
Вся операция была рассчитана на 30 минут. За это время "котики" должны были высадиться, проникнуть в дом, захватить либо уничтожить бен Ладена, собрать улики и убраться восвояси. Однако спецназовцы опаздывали. В спешном порядке они сгребали в мешки видеозаписи и жесткие диски, которые находили в доме. Группа, оставшаяся за периметром участка, тем временем пыталась сдерживать напор местных жителей, на рассвете пришедших узнать, что происходит. К тому же возникла проблема: при высадке десанта один из вертолетов совершил жесткую посадку, получил повреждения и более лететь не мог. Оставлять его было нельзя - секретная конструкция. Так что спецназовцам пришлось взорвать машину. Причем, сперва чуть не взорвали дом со всеми его обитателями - не поняли приказа. В итоге вся операция заняла 38 минут.
"Морской котик" отвергает обвинения: гостайну он не разглашал
Вскоре после успешного завершения вылазки "морские котики" были приглашены на встречу с президентом Бараком Обамой. Он, вспоминает Оуэн, пытался выпытать, кто же из них совершил финальный выстрел, прикончивший главаря "Аль-Каиды". "Мы не сказали. Ну что тут такого? Немного надавил на указательный палец - миллион раз я это делал, это очень просто. Так что не важно, кто выстрелил. Важна работа всей команды. И пилотов вертолета, и тех, кто разрабатывал операцию".
Напомним, еще до официального релиза "Нелегкого дня" американские власти пригрозили автору судом. Бывший спецназовец, по мнению Пентагона, нарушил договоренность о неразглашении информации и вообще, поставил под угрозу национальную безопасность. А в день выхода книги в Минобороны США подтвердили: обнародованная информация ставит под угрозу как спецназовцев и членов их семей, так и судьбу будущих спецопераций.
Марк Оуэн с подобной оценкой не согласен. В предисловии к своей книге он пишет: "Если читатель хочет узнать какие-то секреты, то он обратился не по адресу". "Действительно. Там нет ничего секретного, я ничего такого и не знаю, - пояснил "морской котик" в интервью CBS. - Я просто попытался рассказать, что произошло в том доме".