Сотрудники КГБ Южной Осетии, проведя обыски в селах Тамарашени, Курта и Кехви, ранее находившихся под контролем Грузии, обнаружили документы грузинских спецслужб, в которых содержались данные на осетин, сотрудничавших с ними.
В рамках начавшегося расследования арестован и обвинен в государственной измене пока один человек. По данным "Коммерсанта", это оперативный дежурный погранслужбы КГБ Южной Осетии майор Тимур Гучмазов. Правозащитники обеспокоены разгорающимся шпионским скандалом и говорят, что президент Южной Осетии Эдуард Кокойты может воспользоваться ситуацией для борьбы с оппозицией.
- Дело Тимура Гучмазова: его завербовал бизнесмен Саша
Как стало известно, документы были обнаружены в селе Тамарашени в здании, в котором размещались сотрудники министерства госбезопасности Грузии. Кроме базы данных с именами завербованных агентов в здании находились аудиокассеты, на которых были записаны переговоры с осетинскими шпионами. КГБ Южной Осетии возбудил по факту обнаружения материалов уголовное дело по статье 275 УК РФ ("Государственная измена").
Эдуард Кокойты подтвердил, что списки "предателей" обнаружены
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты подтвердил во вторник "Интерфаксу", что в распоряжение властей действительно попали списки граждан республики и граждан РФ, сотрудничавших с грузинскими спецслужбами.
"Такие списки у нас есть. Они попали к нам в руки в результате освобождения ряда сел на территории Южной Осетии. В этих списках фамилии граждан нашей республики и граждан РФ, которые сотрудничали с грузинскими спецслужбами, получали деньги от марионеточного правительства Санакоева", - заявил Кокойты.
Как отметил президент, в настоящее время возбужден ряд уголовных дел по статье "Измена родине". "Рассматривается возможность после соблюдения всех необходимых процедур обращения в российскую прокуратуру для расследования деятельности ряда граждан России, сотрудничавших с грузинскими спецслужбами", - сказал лидер Южной Осетии.
"Помимо списков предателей мы располагаем архивами грузинских спецслужб, в которых содержатся фотографии стратегических объектов на территории Южной Осетии, фотографии руководителей республики и членов их семей, маршруты следования правительственных кортежей", - отметил Кокойты.
Президент призвал СМИ не делать политику из расследования уголовных дел, связанных с изменой родине. "Со своей стороны я гарантирую полное соблюдение законности при расследовании этих дел и в ближайшее время планирую обнародовать часть документов, захваченных у грузинской стороны", - отметил Кокойты.
Дело Тимура Гучмазова: его завербовал бизнесмен Саша
Сообщается, что Тимур Гучмазов был арестован еще 29 сентября. Суд Цхинвали санкционировал его арест. По делу имеются еще несколько подозреваемых из числа местных жителей. Как сообщили в КГБ, майор на допросе фактически признался в сотрудничестве с грузинскими спецслужбами.
Как рассказал арестованный, его завербовал некий Саша, с которым он познакомился осенью 2005 года на рынке. Первоначально они занимались совместным бизнесом - Саша привозил из Тбилиси новые фильмы на DVD-дисках и инструменты, а Гучмазов организовывал их продажу в Цхинвали.
По словам Гучмазова, потом Саша между делом стал интересоваться работой пограничника, настроением в Цхинвали, состоянием на дорогах и прочими подозрительными вещами. Как объяснил майор, когда он, заподозрив неладное, решил перестать общаться с Сашей, тот заявил ему, что он записывал их разговоры, и они лягут на стол к его начальству.
После этого Гучмазов встречался с Сашей еще 5 или 6 раз, последняя встреча состоялась осенью 2007 года. За информацию Саша заплатил в общей сложности 2500 долларов. Его интересовали отношения осетин к главе прогрузинской администрации Южной Осетии Дмитрию Санакоеву, положение на Зарской дороге, какие предприятия в республике находятся под контролем российских предпринимателей, зарплата работающих там людей.
В ходе допроса Гучмазов частично признал свою вину в государственной измене. Расследование продолжается. Следователи подозревают, что майор "сдал" данные на своих начальников, а также места расположений и зоны действий расположенных на границе радиолокационных станций.
Родные майора уверены, что Гучмазова оговорили. По словам Изеты Гучмазовой, ее муж, до 2005 года работавший в цхинвальской милиции, являлся участником боевых действий во время первой осетино-грузинской войны. Начало второй войны застало его в квартире в Цхинвали. В ночь нападения Тимур должен был заступать на службу, однако начался обстрел, по дому ударили "Градом", вспыхнул пожар. Майору удалось локализовать очаг загорания, чтобы спасти людей, утверждает жена. Однако отсутствие оперативного дежурного на работе вызвало раздражение у его начальства, после этого под него начали "копать", считает Изета.
Как заявила "Коммерсанту" жена Гучмазова, в найденных записях нет никаких секретных данных, а обвиняемым ее муж мог стать за то, что в разговорах с Сашей называл президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты "нехорошими словами". Она утверждает, что на допросе майору назвали сумму, которую он якобы получил от Саши.
Защита майора Гучмазова считает само его задержание и отправку из Владикавказа в Цхинвали незаконными. В настоящее время в Москве проводится фонографическая экспертиза обнаруженных записей.
Правозащитники, со своей стороны, считают, что ситуацию может использовать президент Эдуард Кокойты, чтобы провести чистку среди неугодных чиновников, политиков и силовиков.
Такого же мнения придерживается и глава прогрузинской администрации Южной Осетии Дмитрий Санакоев. Как отмечает Санакоев, никто бы не стал хранить в зоне конфликта базы с данными на агентов. В МВД Грузии данные об архиве называют дезинформацией, так как такой структуры как МГБ в Грузии не существует с 2005 года, когда спецслужбы были включены в состав МВД.