Спустя 13 лет после чудовищных терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне часть доклада национальной комиссии США по расследованию этих преступлений остается засекреченной.
В статье на эту тему журнал The New Yorker указывает, что разведка США "не хочет вновь привлекать внимание к своим провалам", а администрация Барака Обамы в целом "не хочет вносить дополнительные элементы напряженности в свои отношения с Саудовской Аравией", но в результате страна не в состоянии получить полную картину происшедшего и сделать выводы, которые могут оказаться важными для сегодняшнего противостояния с экстремистами.
Статья опубликована в среду, 10 сентября, и приурочена к очередной годовщине терактов 11 сентября 2001 года. Автор публикации, Лоуренс Райт, по сути, провел небольшое журналистское расследование.
Райт побеседовал, в частности, с несколькими членами комиссии Томаса Кина и Ли Гамильтона, больше известной в США как "Комиссия 9/11", а также с законодателями, читавшими засекреченную часть доклада этой комиссии, адвокатами пострадавших в терактах, ведущими судебную тяжбу против Саудовской Аравии.
Все они требуют рассекретить 28 страниц, которые в 2002 году, при публикации доклада, были изъяты из него администрацией Джорджа Буша - младшего и с тех пор находятся в спецхране Конгресса США, в папке под невнятным названием "Сведения, дискуссии и изложения относительно некоторых щекотливых вопросов национальной безопасности" ("Finding, Discussion and Narrative Regarding Certain National Security Matters").
"Нет там ничего о национальной безопасности, - говорит конгрессмен-республиканец из Северной Каролины Уолтер Джонс, читавший документ. - Речь идет об администрации Буша и ее отношениях с саудовцами".
А еще один законодатель, демократ из Массачусетса Стивен Линч уточняет, что данная часть доклада с "поразительной ясностью" свидетельствует о причастности ряда саудовских юридических и физических лиц к атаке "Аль-Каиды" на Америку.
Джонс и Линч совместно внесли на рассмотрение Конгресса резолюцию с призывом к администрации Обамы рассекретить заветные страницы. Белый дом этому призыву пока не внемлет, хотя, по словам представителей пострадавших в терактах, президент дважды обещал обнародовать полный доклад.
"Изъятие этих 28 страниц превратилось в сознательное утаивание правды двумя президентами, а утаивание правды предполагает причастность", - говорит сопредседатель "Объединения семей 9/11 за справедливость против терроризма" Шэрон Премоли.
Наконец, и бывший сопредседатель "Комиссии 9/11" Кин говорит, что "не знает ни об одном факте в докладе, который не следовало бы обнародовать по прошествии десяти лет". Но при этом вспоминает, что сам читал те же 28 страниц в том же спецхране под надзором человека, "заглядывавшего (ему) через плечо".
Он, кстати, уточняет, что засекреченной остается еще и "целая тонна" других материалов комиссии, включая стенограммы бесед с бывшими руководителями страны - Джорджем Бушем, Диком Чейни, Биллом Клинтоном.
Любопытно, что, согласно статье, саудовское руководство также выступает - во всяком случае, публично - за полную гласность. Принц Бандар бен Султан, который в сентябре 2001 года был послом своей страны в США, утверждал, что его стране "нечего скрывать" и что она "может разобраться с публичными вопросами, но не может отвечать на пустые страницы".
В то же время по словам бывшего руководителя аппарата "Комиссии 9/11" - Филипа Зеликоу, - твердых доказательств причастности Эр-Рияда к терактам в США на этих страницах на самом деле нет, а есть лишь "дикие обвинения", которые могли "разжечь страсти" и повредить американо-саудовским отношениям.
Теперь на Америку ополчились боевики "Исламского государства" ("ИГ") в Ираке и Сирии. И некоторые специалисты, согласно публикации, видят параллели между 9/11 и сегодняшним противостоянием, и потому выступают за полную огласку уроков прошлого.
Так, бывший член комиссии Тимоти Ромер предупреждает, что сейчас "складывается более сложный комплекс угроз, чем даже перед 9/11, включая "ИГ", "Аль-Каиду" и кибертеррористический потенциал".
А конгрессмен-республиканец Томас Мэсси признается, что ознакомление с засекреченными страницами заставило его по-новому взглянуть на подъем "ИГ" и стать гораздо осторожнее в подходе к военному ответу на данный вызов. "Нам надо быть очень аккуратными, когда мы просчитываем (свои) действия, в оценке вероятных последствий", - говорит он. Мэсси также поддерживает резолюцию Джонса и Линча.