На президентских выборах, состоявшихся в пятницу в Иране, в связи с повышенной явкой избирателей, которое предполагалось закончить в шесть часов вечера (17.30 мск), пришлось продлевать Рекордная явка избирателей, достигшая почти 80%, состоялась в Иране на президентских выборах 1997 года, когда победил Мохаммад Хатами
ВСЕ ФОТО
 
 
 
На президентских выборах, состоявшихся в пятницу в Иране, в связи с повышенной явкой избирателей, которое предполагалось закончить в шесть часов вечера (17.30 мск), пришлось продлевать
Reuters
 
 
 
Рекордная явка избирателей, достигшая почти 80%, состоялась в Иране на президентских выборах 1997 года, когда победил Мохаммад Хатами
Reuters
 
 
 
Всего в Исламской Республике избирательными правами обладают более 46 миллионов человек
Reuters

На президентских выборах, состоявшихся в пятницу в Иране, в связи с повышенной явкой избирателей, которое предполагалось закончить в шесть часов вечера (17.30 мск), пришлось продлевать. Сначала - на два часа до восьми часов вечера по местному времени (19.30 мск), затем еще на час, сообщает РИА "Новости".

Совет стражей конституции, призванный контролировать ход выборов, заявил, что явка избирателей составит не менее 70%.

- Предвыборные страсти
- Президент в Иране не самый главный
- Либералы против консерваторов

Ранее представители ЦИК заявляли, что число избирателей, принявших участие в выборах, может достичь 90%. На президентских выборах 2005 года явка избирателей составила 62,84%.

Рекордная явка избирателей, достигшая почти 80%, состоялась в Иране на президентских выборах 1997 года, когда победил Мохаммад Хатами.

Всего в Исламской Республике избирательными правами обладают более 46 миллионов человек.

Предвыборные страсти Исламской республики

Предвыборная кампания, как отмечают наблюдатели, проходила с беспрецедентной активностью. Дискуссии в ходе теледебатов нередко сопровождались взаимными обвинениями.

Действующего президента Ахмади Нежада упрекали в растущих ценах, прежде всего на жилье, в высоких темпах инфляции (около 30% за прошлый год). Его критиковали за международную изоляцию, в которой оказался Иран из-за реализации ядерной программы, за авторитарные методы правления.

Уже в ходе предвыборной гонки оппоненты Ахмади Нежада обвинили его в подкупе избирателей. Два его соперника, Мусави и Резаи, заявили, что, распространяя среди сельских учителей и бедняков чеки на 500 тысяч и 1 млн риалов (около 50 и 100 долларов), власти прежде всего пытаются заручиться поддержкой избирателей на предстоящих выборах.

Причем если экс-премьер заявил, что благотворительная акция унижает национальную гордость иранцев, то бывший "страж исламской революции" выступил более прагматично: он призвал президента заниматься созданием рабочих мест, а не раздачей бюджетных денег.

Также незадолго до выборов в Иране разгорелся "картофельный" скандал. Иранское правительство бесплатно раздало в сельской местности порядка 400 тысяч тонн картофеля. По официальной версии, это было справедливое распределение излишков урожая, однако политические оппоненты власти говорили о "взятке бедноте".

Стоит отметить, что за последние годы Иран получил 300 млрд долларов сверхприбылей от продажи нефти, однако положение бедных не улучшилось.

Кого выбирают иранцы

Верховная власть в стране принадлежит духовному лидеру - аятолле Али Хаменеи, президент в Иране - второе лицо государства.

В ходе голосования победителю необходимо набрать 50% голосов избирателей плюс один голос. В случае, если по итогам голосования не будет выявлен победитель, второй тур, в котором примут участие лишь два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей, пройдет 19 июня.

Срок президентских полномочий составляет четыре года, его обладатель может быть переизбран на второй срок. За ходом выборов следят свыше 50 тысяч наблюдателей.

Четыре года назад - в июне 2005 года - Ахмади Нежад победил на девятых президентских выборах в ИРИ. Во втором туре он набрал 62 проц голосов и опередил своего основного конкурента - Али Акбара Хашеми-Рафсанджани.

Условные либералы против реальных консерваторов

На пост президента ИРИ претендуют четыре кандидата: баллотирующийся на второй срок Махмуд Ахмади Нежад, бывший премьер-министр Мир Хосейн Мусави, экс-спикер парламента Мехди Кярруби и бывший командующий Корпусом "стражей исламской революции" Мохсен Резаи.

Фаворитом нынешней президентской гонки считается 52-летний Махмуд Ахмади Нежад, представляющий лагерь иранских консерваторов. Его основным соперником аналитики называют 67-летнего реформатора Мир Хосейна Мусави, возглавлявшего правительство Ирана в 1981-1989 гг. Он сам именует себя "реформистом, приверженным принципам исламской революции 1979 г.

К реформистам, хоть и более умеренным, относит себя и бывший председатель парламента Карруби. Мохсен Резаи, в свою очередь, утверждает западная пресса, представляется наиболее слабым политиком из всей четверки кандидатов.

Действующего президента не любит столица, интеллигенция, студенты, но он популярен в деревне и среди беднейших слоев населения, где помнят, что он сын кузнеца, и знают, что он не вор.

Мусави выступает за возвращение в национальную общественную жизнь представителей иранской эмиграции, а также обещает включить женщин в будущее правительство. При этом он использует свой излюбленный тезис о "человеческом достоинстве", которое означает, что "люди ценны по своей гуманности, а не по родовой, национальной и языковой принадлежности".

Его оппонент "справа" Мохсен Резаи ратует за "третий путь", который предусматривает окончание "провальной экономической политики", а также смену внешнеполитических приоритетов. "Нынешняя неустойчивость внешней политики Ирана основана на провокации: то, что звучит в речах Ахмади Нежада, превращает нашу основанную на идеалах революции внешнюю политику в рискованное приключение для авантюристов", – заявляет Резаи.

Что касается иранской ядерной программы, то Резаи выступает за совместное обогащение урана при участии США, Европы и России. Ведь если Исламская Республика будет это делать в рамках международного сотрудничества, Израиль лишится повода исполнить свои угрозы и нанести по ней военный удар.

Во многом схожих позиций придерживается и экс-спикер Мехди Карруби, делающий особый упор на необходимости диалога с Западом. Он был одним из близких соратников Мохаммеда Хатами, занимавшего пост президента в 1997–2005 годах, которого на Западе называют "иранским Горбачевым". А после поражения на президентских выборах 2005 года Карруби ушел с государственных постов и создал новую партию "Национальное доверие".