Польша призывает Россию рассекретить архивы, связанные с расстрелом польских офицеров в Катыни в 1940 году, но не требует каких-либо официальных извинений от российской стороны "Дело не в извинениях. Я не помню, чтобы кто-то в Польше требовал формального извинения. Есть очень конкретные вещи - отсутствие возможности использовать документы, которые находятся в России", - сказал посол Польши в Белоруссии Генрик Литвин
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Польша призывает Россию рассекретить архивы, связанные с расстрелом польских офицеров в Катыни в 1940 году, но не требует каких-либо официальных извинений от российской стороны
Вести
 
 
 
"Дело не в извинениях. Я не помню, чтобы кто-то в Польше требовал формального извинения. Есть очень конкретные вещи - отсутствие возможности использовать документы, которые находятся в России", - сказал посол Польши в Белоруссии Генрик Литвин
kresy24.pl
 
 
 
Литвин отметил, что "есть стремление у многих родственников репрессированных поляков в России просто получить формальную реабилитацию"
polonica.net

Польша призывает Россию рассекретить архивы, связанные с расстрелом польских офицеров в Катыни в 1940 году, но не требует каких-либо официальных извинений от российской стороны.

"Дело не в извинениях. Я не помню, чтобы кто-то в Польше требовал формального извинения. Есть очень конкретные вещи - отсутствие возможности использовать документы, которые находятся в России", - сказал в интервью "Интерфаксу" посол Польши в Белоруссии Генрик Литвин.

По его словам, "российская сторона говорит, что не надо политизировать этот вопрос, что это просто история, но одновременно большую часть архива, связанного с Катынью, считает тайной". "Если это только история, и ничего политического нет, почему это тайна?" - сказал глава польской дипмиссии.

Он отметил, что "есть стремление у многих родственников репрессированных поляков в России просто получить формальную реабилитацию". "Это моральный вопрос, но он не решается, суды считают невозможным рассматривать эти заявления. Они всегда отклоняются по формальным причинам", - сказал Литвин.

При этом дипломат подчеркнул, что "политические заявления не нужны". "Российская сторона уже их сделала, передала очень важные документы, без чего было бы трудно провести эту работу. Но она не закончена, пока существуют ограничения в доступе к документам", - заключил Литвин.

Ранее сообщалось, что в октябре 2008 года Хамовнический суд Москвы отказался реабилитировать польских офицеров, расстрелянных в 1940 году в Катыни.

"Суд отказал в удовлетворении нашей жалобы, зачитав лишь резолютивную часть своего решения", - сообщила адвокат Анна Ставицкая, представляющая интересы родственников офицеров.

Адвокат пояснила, что ранее главная военная прокуратура отказалась рассматривать по существу вопрос о реабилитации польских офицеров. Представителями родственников погибших была подана жалоба в Хамовнический суд на данное решение, однако суд в ее удовлетворении отказал.

"Прокуратура настаивала на том, что отсутствуют уголовные дела и другие сведения, на основании которых применялись меры репрессионного характера. Мы же настаиваем на том, что существует общее "катынское дело", - сказала Ставицкая.

Кроме того, по ее словам, представители прокуратуры не отрицают факта расстрела офицеров в Катыни, однако указывают на то, что тела не были идентифицированы. "Получается, расстреливать можно, но не надо устанавливать, кто был расстрелян, а соответственно, и признавать потерпевшими", - отметила Ставицкая.

Впервые документы из спецархива КПСС о Катыни "всплыли" в 1992 году. Тогда президент Борис Ельцин предложил Конституционному суду России приобщить к "делу о КПСС" документы, связанные с массовыми расстрелами польских военнослужащих в 1940 году. Эти материалы были обнаружены в папке N1, которой пользовались только генеральные секретари ЦК КПСС.

Из них следует, что на территории бывшего СССР в различных местах, в том числе у Катыни в Смоленской области, были расстреляны более 20 тыс. польских солдат и офицеров. Эти документы были переданы представителям Польши.

Постановление о прекращении "катынского дела" было вынесено Главной военной прокуратурой 21 сентября 2004 года. Адвокат Ставицкая тогда заявила, что обжалует данное постановление в связи с тем, что ни один из родственников погибших не был признан потерпевшим.